Город-интернационал
История сумгаитской резни, происшедшей 25 лет тому назад, является ярким примером того, во что может вылиться отсутствие у властей воли и решительности в вопросах межнациональных отношений.
За слабость и трусость советского руководства во главе с Михаилом Горбачёвым десятки простых людей заплатили своими жизнями, а сотни тысяч стали беженцами.
Азербайджанский Сумгаит был основан в 1949 году как город-спутник Баку. Стоился он как металлургический и химический центр республики. Спустя несколько лет Сумгаит уже был вторым по значимости промышленным центром Азербайджана.
Западные исследователи событий 1988 года в Сумгаите пишут о том, что главными строителями города были якобы заключённые. На самом деле Сумгаит стал ударной стройкой, на которую съезжались люди из разных уголков Советского Союза.
В 1960-х годах бурно развивающийся Сумгаит вполне мог посоперничать за титул одного из самых интернациональных городов Советского Союза. В школах в одном классе учились представители до 10 разных национальностей.
Самыми большими группами населения города были азербайджанцы, русские, армяне и евреи.
Социальные проблемы города стали обостряться к концу 1970-х – началу 1980-х годов. В первую очередь, это было связано с тем, что темпы промышленного развития города были выше темпов строительства жилья и социальной инфраструктуры.
Кроме того, в городе на побережье Каспия сложилась крайне неблагоприятная экологическая обстановка — химическое производство обеспечило Сумгаиту статус одного из самых «грязных» городов СССР.
Многие из первых строителей Сумгаита, у кого появлялась такая возможность, стали покидать город. Их места занимали азербайджанцы, переезжавшие из сельских регионов республики.
«Нахалстрой»: советские трущобы
К 1988 году население Сумгаита достигало около 250 тысяч человек. К этому времени основной группой, проживающей в Сумгаите, являлись азербайджанцы. Причём отдельную группу горожан-азербайджанцев составляли жители так называемого «Нахалстроя» — трущоб, самовольно возведённых на окраине города.
Перебравшиеся из сельских районов «нахалстройчане» не обладали навыками квалифицированных рабочих, но всеми правдами и неправдами пытались устроиться в городе.
На промышленных предприятиях города такого рода работники не задерживались долго, даже несмотря на чрезвычайный гуманизм советского трудового законодательства. Жили воровством и прочими не менее сомнительными доходами.
В «Нахалстрое» царили пьянство и наркомания, дети местных жителей не ходили в школу, несовершеннолетних девочек насильно выдавали замуж.
Про царящий на окраине города бардак жители Сумгаита знали прекрасно. Однако в период позднего «застоя» центральные власти уже не были способны призвать республиканское руководство к порядку. На местах же занимались не столько решением проблемы, сколько её укрывательством — визитёров из центра старательно увозили подальше от сомнительных окраин.
Несмотря на наличие «Нахалстроя», никто не ожидал в Сумгаите социального взрыва, тем более, на межнациональной почве.
Эхо Карабаха
Детонатором конфликта послужили события вокруг Нагорного Карабаха. Эта область с преимущественно армянским населением во времена СССР входила в состав Азербайджана на правах автономии.
В начале перестройки в Армении представители общественности стали ратовать за пересмотр границ и за передачу Нагорного Карабаха в состав этой союзной республики.
В Азербайджане, разумеется, были против.
Центральное руководство в Москве, с головой ушедшее в романтику перестройки, не смогло вовремя понять, какими тяжёлыми последствиями грозит данный конфликт.
Армяно-азербайджанское противостояние вокруг Нагорного Карабаха имеет глубокие исторические корни, но в советский период власть сумела «заморозить» ситуацию.
Летом 1987 года в одном из сёл Нагорного Карабаха партийный секретарь-азербайджанец уволил директора совхоза — армянина. С этого, в общем-то, почти бытового конфликта началась история одного из самых затяжных и кровопролитных межнациональных противостояний современности.
В тот момент ещё была возможности ударить кулаком по столу и пресечь противостояние в зародыше. Однако Михаил Горбачёв и его окружение сочли, что жёсткие меры не соответствуют духу гласности и перестройки.
На деле этот «дух гласности и перестройки» привёл к тому, что уже через несколько месяцев началось массовое изгнание азербайджанцев из Армении и армян из Азербайджана.
Но ещё страшнее этого были слухи о якобы десятках зверски убитых. Соответственно, в Азербайджане рассказывали о зверствах армян, в Армении — о зверствах азербайджанцев.
В доселе мирный Сумгаит зимой 1988 года начали приезжать люди, называвшие себя «беженцами из Карабаха», рассказывавшие о зверствах армян. Были ли эти люди действительно перепуганными беженцами или провокаторами, сейчас установить довольно сложно.
Тем не менее обстановка в городе стала накаляться. Армян в Сумгаите проживало около 18 тысяч человек. Большинство из них обосновались в городе с момента его основания и являлись квалифицированными специалистами высокого уровня. Соответственно, и благосостояние армянских семей было на порядок выше, чем у обитателей «Нахалстроя». К возникшей национальной неприязни стал подмешиваться и социальный оттенок.
«Смерть армянам!»
22 февраля у армянского населённого пункта Аскеран в Нагорном Карабахе произошло столкновение вооружённых азербайджанцев с силами милиции, пытавшимися не допустить прорыва агрессивных граждан в дома армян. В результате погибли два человека из числа демонстрантов, около полусотни получили травмы.
Гибель двух азербайджанцев у Аскерана послужит поводом для разжигания ненависти к армянам в Сумгаите. Разбираться в том, что погибшие были погромщиками, возбуждённые граждане уже не хотели.
26 февраля 1988 года на центральной площади Сумгаита прошёл митинг, организованный местными властями, на котором озвучивалось требование сохранения Нагорного Карабаха в составе Азербайджана.
Однако к концу митинга власти фактически потеряли контроль над происходящим. Над площадью витал лозунг «Смерть армянам!». Раздавались призывы изгнать армян из города, забрать их имущество. Откуда-то в Сумгаите появились люди, активно начавшие снабжать уличных активистов спиртным, из-за чего количество желающих приступить к грабежу увеличивалось на глазах.
Тем не менее власти не приняли никаких мер к наведению порядка.
Утром 27 февраля 1988 года на центральной площади Сумгаита собрался новый митинг, участники которого уже открыто призывали к погромам и убийству армян. Городское руководство не только не пресекло происходящее, но и приняло участие в митинге. Глава Сумгаитского горкома КПСС Джахангир Муслимзаде, впрочем, попытался спасти армян, предложив собравшимся «дать им возможность покинуть город».
Но было уже поздно. Прямо с митинга его участники расходились по домам. Но не своим, а тем, где жили армяне. Группы по десять – двадцать человек вламывались в квартиры, избивали, грабили, насиловали своих соседей, коллег по работе, хороших знакомых.
Городская милиция, практически полностью состоявшая из азербайджанцев, самоустранилась.
Сумгаит оказался во власти погромщиков.
Грабежи и убийства носили целенаправленно антиармянский характер — представителей других национальностей не трогали. Им говорили просто: «Евреям даём три года на то, чтобы уехать, русским — пять».
Армянам не дали ни дня.
Катастрофа
Зверства, творившиеся в городе, были чудовищными. Они сохранились в документах, в фотографиях, в свидетельствах очевидцев.
Лоре Авакян было 27 лет. Погромщики ворвались к ней в квартиру, вытащили на улицу, раздели, избили, изнасиловали, тушили сигареты, резали тело ножами. Женщину изуродовали настолько, что опознать её отцу удалось лишь по мизинцу на руке.
37-летнего Мишу Амбарцумяна схватили на улице, разбили голову, облили бензином и сожгли живьём.
62-летнего Александра Гамбаряна насмерть забили ломом в собственной квартире.
Семью Мелкумянов — мать, отца и троих их взрослых детей — убили, взяв их квартиру штурмом. Мужчин убили в квартире, а мать с дочерью вывели на улицу, изнасиловали и сожгли живьём.
Город находился во власти погромщиков с вечера 27 февраля фактически до вечера 29 февраля.
Даже когда в город вошли первые подразделения Внутренних войск, они не имели приказа на применение силы. Разгорячённые погромщики стали нападать на военных, которые в этот момент собирали по городу армян, свозя их к Дворцу культуры энергетиков, где был оборудован своеобразный «островок безопасности».
Лишь 29 февраля 1988 года Политбюро ЦК КПСС на экстренном заседании принимает решение о переброске в Сумгаит морских пехотинцев Каспийской флотилии и подразделений десантников.
Только после их появления в городе и введения комендантского часа беспорядки удалось остановить.
Согласно официальным данным, в Сумгаите было убито 26 армян и 6 азербайджанцев.
Откуда взялись шестеро погибших азербайджанцев? О том, как это произошло, автору рассказывал свидетель событий, находившийся в те дни в Сумгаите. По его словам, группа погромщиков попыталась атаковать колонну бронетехники, шедшую по городу. После того как нападавшие камнем разбили голову командиру одного из БТР, механик-водитель военной машины развернул её и проехал прямо сквозь ряды бандитов.
Этим «заездом» резня в Сумгаите завершилась. Стало ясно, что больше военные миндальничать не станут. Беспорядки прекратились моментально.
Невыученный урок
События февраля 1988 года положили конец Сумгаиту как интернациональному городу. Армяне покинули его, а вместе с ними стали массового уезжать и представители других национальностей.
Власти Советского Союза, своей нерешительностью доведшие ситуацию до катастрофы, предпочли не проводить единого процесса по «сумгаитским событиям», разбив дело на 80 эпизодов.
Резня в Сумгаите стала одной из главных причин того, что уже независимые Азербайджан и Армения вступили в вооружённый конфликт, жертвами которого стали тысячи человек.
Современный Сумгаит разительно контрастирует с тем, который был четверть века назад. Он, несомненно, стал красивее и богаче. Однако здесь не принято говорить о том, что произошло 25 лет назад. Если же всё-таки поднять эту тему, то вам обязательно расскажут об «армянской провокации с целью дискредитации азербайджанцев».
Кому-то в России может показаться, что история сумгаитской резни никакого отношения ко дню сегодняшнему не имеет. На самом деле помнить о трагедии Сумгаита надо — это наглядный урок того, к чему может привести слабость и нерешительность власти в условиях нарастающего межнационального напряжения.