Сколько тайн хранят ещё городские стены, переулки, проходные дворы-колодцы! Их можно постигать и самим. В поисках примет средневековой готики гулять стоит в основном вблизи Садового кольца. Условие одно - не смотреть исключительно под ноги, а устремить взор к небу, только так можно разглядеть дома и особняки во всей красе. Такие вот москвоведы даже создали своё сообщество «МоскваХод» и водят пешие экскурсии по 30 с лишним маршрутам, в том числе и вокруг столичных замков.
Замки у Патриарших
В Москве строения русской готики и неоготики сразу бросаются в глаза своей «нерусскостью» - с островерхими башенками, стрельчатыми окнами, фигурными решётками, витражами, мозаичными или плиточными панно, скульптурными изображениями рыцарей, лилий, ирисов, львов, летучих мышей, ящериц, сов, кошек, попугаев, дев с крылами, букетов чертополоха и пятиконечных «масонских» звёзд. Самое красивое такое здание построил великий Фёдор Шехтель в 1896 году для... себя в Ермолаевском переулке, д. 29. Теперь там посольство Уругвая.
Шехтель был родом из обрусевших немцев, в дальнем родстве со знаменитыми Третьяковыми - они и помогли талантливому Францу «выйти в люди», он крестился в православие, став Фёдором, и прославился прежде всего как гений русского модерна. «Согрешив» при строительстве своего дома с готикой, он писал брату А. Чехова Николаю: «Построил себе избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу». Дом и впрямь диковинный. Не зря же само название «готика» - от итальянского «готен», что значит «варвары». И сам стиль, кстати, многие упрекали в том, что он непривычный, варварский.
На Б. Садовой, д. 4, сохранилось и отреставрировано к 150-летию Шехтеля в 2010 г. его последнее здание, также построенное для своей семьи. Снаружи - барельеф с богиней Афиной Палладой. В 1918 г. гениального зодчего большевики выселили из этого дома в коммуналку на М. Дмитровке, где он и умер в бедности, голоде и болезнях в 1926-м, написав Луначарскому: «Прошу прислать мне верную дозу цианистого калия…
Дом Цветаевой занял Булгаков
Любопытно, что большинство московских замков «клубятся» возле самого мистического и легендарного места города - Патриарших прудов (бывшего «поганого» Козьего болота). Нет, конечно, существует в иных районах и Петровский дворец (средневековая крепость на Ленинградке), и Дом страхового общества «Россия» у Чистых прудов (с попугаями, мышами и ящерицами на фасаде), и дома на проспекте Мира, на Пятницкой, в Хлебном, и позднеготический Дом архитектора в Гранатном переулке, и бывший завод МЭЛЗ. Но такого количества «средневековья» на одном «треугольнике» близ Патриарших, меж Тверской, Б. Садовой и М. Никитской, нет нигде. А уж про «дьяволиаду» этих мест известно, конечно, в связи с Михаилом Булгаковым и его великим романом.
А вот однофамилец писателя, архитектор Дмитрий Булгаков, радикально перестроил в 1948 г. ничем не примечательное здание № 8 в Трёхпрудном , появившееся на месте снесённого дома Ивана Цветаева, основателя нынешнего Музея изобразительных искусств им. Пушкина, где выросла его дочь, гениальная поэтесса. Сейчас здесь необычное краснокирпичное здание (в нём жила и умерла в 102 года певица Изабелла Юрьева). Но чуточку жаль вослед сестрам Цветаевым того их дома, деревянного. О нём Марина писала сестре Асе: «В переулок сходи Трёхпрудный, в эту душу моей души». И первый свой сборник «Вечерний альбом» отнесла печатать в «готический замок» по соседству - «Скоропечатню товарищества А. А. Левинсона» (см. карту), дожившую до наших дней.