Николай Крыленко родился 14 мая 1885 года на Смоленщине.
***
Бунтарь во втором поколении
В истории отечественной армии был эпизод, когда должность Верховного главнокомандующего занимал человек в звании прапорщика. Произошло это сразу после Октябрьской революции, и по сей день этот факт трактуется некоторыми историками как пример вопиющего большевистского непрофессионализма — вот, мол, кухарка в руководители государства, прапорщик в командующие армией.
Самое любопытное, что Николай Васильевич Крыленко, тот самый главнокомандующий в звании прапорщика, считал себя простым солдатом, а не офицером, а занимая высокую должность, вовсе не планировал организовывать масштабные битвы.
Как уже говорилось, выражение «прапорщик Крыленко» в работах историков, критически настроенных по отношению к Советской власти, получило презрительный оттенок, став почти нарицательным.
Между тем, Николай Крыленко был талантливым человеком с весьма непростой судьбой.
Он родился 14 мая 1885 года на Смоленщине в семье ссыльного революционера. Отец Николая Крыленко, сотрудничавший с оппозиционной прессой, за свою деятельность не был обласкан властями, и семья перебралась на окраину империи, в польский Люблин, где Василий Крыленко смог получить должность акцизного чиновника.
Неудивительно, что в семье революционера и дети выросли революционерами. Николай приобщился к антиправительственной деятельности после окончания гимназии, во время учёбы на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В декабре 1904 года 19-летний Николай Крыленко становится членом партии большевиков.
Оратор и «уклонист»
Почти сразу он зарекомендовал себя как блестящий оратор, способный увлечь за собой массы. Оценили эти заслуги и представители царской охранки, внимательно наблюдавшие за революционной деятельностью Крыленко.
В 1906 году Крыленко, одному из самых ярких большевистских агитаторов в период первой русской революции, пришлось перейти на нелегальное положение. В 1907 году, однако, Крыленко попал в руки властей и предстал перед военно-полевым судом по обвинению в участии в военной организации. Но ему повезло — из 19 подсудимых трое были оправданы, и одним из счастливчиков оказался именно Крыленко.
В декабре 1907 года революционного студента-недоучку выслали домой, в Люблин.
Поражение первой русской революции серьезно повлияло на Крыленко. Он отошел от политической деятельности, в 1909 году сдал экзамены, получив диплом об окончании университета, и занялся преподаванием в частных польских школах.
Однако в 1911 году Крыленко вновь вернулся к оппозиционной деятельности, стал сотрудничать с большевистскими изданиями «Звезда» и «Правда».
В декабре 1913 года Крыленко, прикомандированный к фракции социал-демократов в Госдуме, за свою деятельность был арестован и выслан из Петербурга в Харьков. Это ссылка не прошла для Крыленко даром — он экстерном закончил юридический факультет Харьковского университета.
В июле 1914 года Крыленко эмигрировал за границу, откуда через год вернулся для ведения нелегальной работы в Москве.
В конце 1915 года Николай Крыленко был арестован и как офицер, уклоняющийся от службы, отправлен в харьковскую тюрьму. Офицерское звание полагалось Крыленко как призывнику с высшим образованием. Русская армия несла тяжёлые потери на фронтах Первой мировой войны и остро нуждалась в замене выбитого офицерского состава. В этих условиях не пренебрегали даже теми, чьи оппозиционные взгляды были очевидны.
Революционная карьера
В апреле 1916 года Крыленко прямо из тюрьмы отправили в действующую армию, снабдив предписанием командованию не допускать революционной агитации с его стороны. Офицеру службы связи 13-го Финляндского стрелкового полка 11-й армии Юго-Западного фронта Николаю Крыленко было присвоено звание прапорщика.
Сам Крыленко к этой службе и тем более к званию относился весьма скептически, считая себя человеком сугубо гражданским.
Несмотря на усилия командования, Крыленко вёл большевистскую агитацию в войсках, которая стала ещё более широкой после Февральской революции. Он стремительно становится председателем полкового, дивизионного комитетов, затем открывает съезд солдатских депутатов 11-й армии, после чего возглавляет армейский комитет. В мае 1917 года он становится делегатом общеармейского съезда фронтовиков, а затем делегатом 1-го Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов.
К лету 1917 года Крыленко — один из самых влиятельных большевиков в армейской среде. После противостояния между Временным правительством и большевиками в июле 1917 года он был арестован, однако в сентябре 1917-го освобожден, после чего вошёл в число организаторов большевистского вооружённого восстания в Петрограде.
В состав первого советского правительства Крыленко вошёл в качестве члена Комитета по делам военным и морским. 12 ноября Николай Крыленко назначается Верховным главнокомандующим.
В его задачу не входило ведение войны: первым же приказом Крыленко начал реализацию большевистского Декрета о мире, приказав всем частям прекратить сопротивление и самостоятельно начать переговоры с немцами.
«Ликвидатор» царской армии
Крыленко необходимо было обеспечить контроль над Ставкой главнокомандующего, дабы не допустить использования фронтовых частей против большевиков. 20 ноября 1917 года Крыленко прибыл в расположение Ставки в Могилёв, чтобы принять командование у генерала Духонина.
Генерал, не ждавший от этой встречи ничего хорошего, накануне дал возможность бежать из-под ареста содержавшимся в Быхове участникам Корниловского мятежа. Этот побег сыграл роковую роль в судьбе Духонина. Прибывший в Ставку Крыленко взял командование в свои руки, спрятав Духонина в своем вагоне. Однако разъярённые солдаты и матросы на фоне слухов о наступлении на Ставку верного Корнилову полка ворвались в вагон и растерзали генерала на глазах у Крыленко, которой ничем не смог помочь своему предшественнику.
На посту Верховного главнокомандующего Крыленко фактически занимался процессом ликвидации царской армии, одновременно участвуя в переговорах о мире с немцами. После заключения в марте 1918 года Брестского мира Крыленко ушёл в отставку, поскольку отлично понимал, что для создания новой, революционной армии он не подходит.
Юрист, шахматист, альпинист
Дальнейшая деятельность Крыленко была напрямую связана с его юридическим образованием. В марте 1918 года он становится членом коллегии наркомата юстиции, а в марте того же года возглавляет Революционный трибунал.
Николай Крыленко стал одним из родоначальников советской юстиции со всеми её плюсами и минусами. Он занимал посты народного комиссара юстиции и прокурора РСФСР. Он выступал в качестве обвинителя по ряду дел, связанных с кулацкими мятежами, деятельностью эсеров и контрреволюционеров. Крыленко написал свыше сотни научных работ по юриспруденции, получил в 1934 году степень доктора государственных и правовых наук. Крыленко поддерживал обвинения на самых громких судебных процессах конца 1920-х — начала 1930-х годов, таких как «Шахтинское дело» (1928), процесс «Промпартии» (1930), «Процесс Союзного Бюро Меньшевиков» (1931).
Удивительно, но отложив «карающий меч революции», Николай Крыленко с не меньшей страстью занимался совсем иными вещами. Именно Крыленко стал организатором и родоначальником спортивного альпинизма в СССР, в 1929 году инициировав создание горной секции при Обществе пролетарского туризма и экскурсий. В 1935 году Крыленко стал первым в стране заслуженным мастером альпинизма. Причем он не был «свадебным генералом», лично участвуя в экспедициях и покоряя вершины. Именно Крыленко организовал первые советские альпинистские экспедиции на вершины Памира, именно он добился государственного признания альпинизма в СССР.
Кроме того, Крыленко увлекался шахматами, и здесь также успел сделать немало: встав во главе шахматной организации СССР, он добился проведения в Москве трёх международных шахматных турниров с участием лучших шахматистов планеты в 1925, 1935 и 1936 годах. Сам Крыленко в течение четырнадцати лет был редактором шахматного журнала и много сделал для популяризации шахмат в СССР. В том, что советская шахматная школа во второй половине XX века практически безраздельно властвовала в мире, огромная заслуга Николая Крыленко.
Поражение
Но в середине 1930-х Крыленко вступил в смертельно опасную «шахматную партию» с другим видным деятелем советской юстиции — Андреем Вышинским. Противоборство наркома юстиции СССР Крыленко и прокурора СССР Вышинского достигло пика в 1937 году, в начале эпохи «Большого террора», апологетами которого выступали оба.
Извечная борьба властных мужей в конце 1930-х в СССР приняла характер не шахмат, а чатуранги — игры со схожими правилами, но нацеленной на полное уничтожение фигур противника.
В 1938 году на сессии Верховного Совета СССР Николая Крыленко подвергли жёсткой критике, упрекнув в чрезмерном увлечении альпинизмом в ущерб прямым обязанностям. Этот разнос был началом конца — вскоре его сняли с должности наркома, исключили из партии, после чего арестовали.
Вместе с Крыленко под репрессии, инициированные Вышинским, попали все сторонники низверженного наркома. 29 июля 1938 года по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР за принадлежность к антисоветской организации Николай Васильевич Крыленко был расстрелян.