История нашего военно-морского флота –летопись эпических битв с участием русских кораблей по всему миру. С 1696 года, когда в России развернулось военное кораблестроение, отечественные суда участвовали в сотнях сражений на морских и океанских театрах военных действий. В День основания военно-морского флота АиФ.ru вспоминает корабли, которые ковали славу российской армии.
Тоска «Авроры»: ремонт легендарного крейсера продлится до 2016 года. Подробнее >>>
Двухпалубный парусный фрегат «Орёл» традиционно считается началом Российского флота. Длина корабля составляла 24.5 м. Это судно несло три мачты и было вооружено 22 пушками. Экипаж – 22 матроса и 35 стрельцов. Фрегат не имел гребных весел и являлся первым чисто парусным военным кораблем, построенным в России. К сожалению в истории этого корабля нет героических сражений. Проплавав некоторое время по Волге и Каспию, «Орел» летом 1669 года был захвачен в городе Астрахани казаками Стеньки Разина. Тем не менее он навсегда вошёл в историю России как первый военный парусник.
Галера «Принципиум» построена в начале 1696 года в Воронеже. Длина - 38, ширина - 6 метров. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа - до 170 человек. Имела на вооружении 6 пушек. В 1696 году это судно первым вышло в Азовское море, а в июне, в составе российского флота, участвовало в осаде турецкой крепости Азов. По окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова.
«Полтава» - первый линейный корабль русского флота, и первый - построенный в Петербурге. Строительством судна руководил Петр I. Длина - 34,6 ширина - 11,7. Имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй в 1712 году этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра I.
«Лефорт» — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи. Был заложен в 1833 году в Санкт-Петербурге и спущен на воду 9 (31) августа 1835 года. Оборонял Кронштадт во время Крымской войны. Но затонул в мирное время: в кораблекрушении погибли все находящиеся на борту корабля 843 человека, включая 14 офицеров, 61 унтер-офицера, 683 рядовых, 66 женщин и 19 детей из их семей. До гибели 28 сентября 1994 года парома Estonia катастрофа линейного корабля «Лефорт» являлась крупнейшей катастрофой на Балтийском море по числу жертв в мирное время.
Причина гибели «Лефорта» так и осталась загадкой, так как расчеты убедительно показывают, что при имевшихся на нём парусах он не мог быть опрокинут ветром, хотя первоначально эта версия входила в число трех основных. Комиссией по расследованию причин катастрофы признаны наиболее вероятными причинами аварии ослабление связей корабля, вызваные тем, что в 1856 году корабль дважды был использован в качестве транспорта для перевозки тяжелых грузов на орудийных палубах.
«Ингерманланд» — парусный 74-пушечный линейный корабль Балтийского флота России можно причислить к легендам. Но не за боевые заслуги, а мизерные сроки жизни. Судну было суждено погибнуть после 4 месяцев плавания. Его спустили на воду в мае 1842 года, а уже в августе по пути в районе Норвегии из-за ошибки счисления и сильнейшего шторма «Ингерманланд» выскочил на камни и разбился. Погибли 329 человек, спаслось – 509. Это был роскошный корабль водоизмещением 3000 тонн, с 74 пушками на борту.
©
репродукция / К. В. Круговихин «Крушение корабля „Ингерманланд“ 30 августа 1842 года у берегов Норвегии», 1843 год.
«Двенадцать апостолов» — российский парусный линейный корабль I ранга, спущенный на воду в 1841 году. Фактическое число орудий на «Двенадцати апостолах» равнялось 130. Мощнейшими из них были 32 68-фунтовые пушки. Орудия стреляли как обычными сплошными ядрами, так и разрывными снарядами. Первым капитаном «Двенадцати апостолов» стал Владимир Алексеевич Корнилов. Входил в состав Черноморского флота. Во время обороны Севастополя был затоплен между Николаевской и Михайловской батареями.
©
репродукция / И. К. Айвазовский «Корабль «Двенадцать апостолов». 1897 год.
«Варяг» – легенда ВМФ России. Крейсер был заложен в 1898 году в Филадельфии. В 1900 году был передан Российской империи и в 1901 вступил в строй. Корабль известен морским сражением с японской эскадрой в 1904 году.«Варяг» получил, по разным данным, от 7 до 11 попаданий, в том числе одну пробоину площадью 2 кв. м у ватерлинии, но судно осталось на плову. Российские моряки сами затопили «Варяг». В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 2-го класса под названием «Соя». Более семи лет использовался японцами для учебных целей.
Имя бронепалубного крейсера «Варяг» вошло в историю после морского сражения 27 января 1904 года на рейде близ корейского города Чемульпо (сейчас Инчхон), где броненосец находился с дипломатической миссией. На выходе из порта крейсер был атакован японской эскадрой. Артиллерийская дуэль «Варяга» против четырнадцати японских кораблей длилась несколько часов. За это время «Варяг», согласно рапорту командира, выпустил по противнику 1105 снарядов, огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждён крейсер «Асама», а крейсер «Такачихо» затонул после боя.
©
Public Domain / «Варяг» после сражения 1904 года. Виден крен на левый борт.
«Кореец» — русская мореходная канонерская лодка. Кореец», как и «Варяг» известен по сражению с японской эскадрой у Чемульпо. За время боя корабль выпустил по противнику 52 снаряда. Единственным его повреждением было пробитое осколком японского снаряда таранное отделение. Потерь не было.
Чтобы не допустить захвата корабля японцами, после боя (в 15:55) «Кореец» был взорван на рейде Чемульпо. Экипаж был принят на борт французского крейсера «Паскаль», вывезен в Сайгон и вскоре вернулся в Россию. В Санкт-Петербурге все офицеры были награждены Орденом Святого Георгия 4-й степени, а члены команд — знаками отличия этого ордена. В честь подвига моряков была учреждена специальная медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо», которой были награждены все участники боя.
За 45 лет службы крейсер «Аврора» успел поучаствовать в четырех войнах и трех революциях. Боевое крещение состоялось 14 мая 1905 года в Цусимском сражении. Во время боя «Аврора» получил десять ударов из вражеских орудий. Несколько отсеков были полностью затоплены, пушки вышли из строя, на судне полыхал огонь. Несмотря на это, крейсер выдержал бой. Срок службы военных крейсеров — 25 лет. «Аврора» прослужила почти в два раза дольше — 45 лет. Корабль успел принять участие в обороне Кронштадта от фашистских артобстрелов. В 1948 году крейсер был отправлен на вечную стоянку, а в его помещениях откры
11 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, состоялся торжественный спуск «Авроры» на воду. Во время спуска на верхней палубе корабля в составе почётного караула находился 78-летний матрос, служивший на фрегате «Аврора» ,в честь которого крейсер получил свое имя.
Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» вошёл в историю не благодаря славной битве или героическому походу, а мятежу команды. Это было первое в истории России вооружённое восстание целой воинской части, коей является любой боевой корабль. 14 июня 1905 года формальным поводом к восстанию среди матросов «Потёмкина» стало некачественное мясо, поданное в борще. Броненосец «Потёмкин» оказался в руках восставших, его объявили «территорией свободной России». В итоге, после скитаний, команда сдала судно румынам.
За годы ВОВ легкий крейсер «Красный Крым» под командованием капитана 1 ранга А.И.Зубкова выполнил 58 боевых заданий. Крейсер провел 52 артиллерийские стрельбы по позициям немецких войск, уничтожив 4 батареи, 3 склада с боеприпасами и до полка пехоты, перевез более 20 тысяч человек личного состава, раненых и эвакуируемых граждан, отразил больше 200 атак самолетов. В 1942 году был удостоен гвардейского звания. При возвращении эскадры Черноморского флота в Севастополь в ноябре 1944 года «Красному Крыму» была оказана честь первым войти в главную базу флота.
В годы ВОВ линейный корабль «Марат», он же «Петропавловск», был одной из главных целей фашистов. Но корабль пережил десятки бомбардировок. Лишь два точных попадания бомб массой 500 кг смогли вывести судно из строя. В результате полученных повреждений корабль, получивший 10 000 тонн воды (при водоизмещении 23 000 тонн), был полностью затоплен и лег на грунт у стенки на глубине 11 м. Вся артиллерия вышла из строя.
К-19 — атомная подводная лодка проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами, первый советский атомный ракетоносец. За многочисленные аварии получила на флоте прозвище «Хиросима». Основную известность получила уже в наши дни, после ряда фильмов об аварии правого реактора в 70 милях от острова Ян-Майен в 1961 году.
«Пётр Великий» – один из мощнейших ударных кораблей в мире, флагман Северного флота ВМФ РФ. Судно неограниченно по дальности плавания, оснащено противокорабельным ракетным комплексом «Гранит», оборудовано 20 пусковых установок СМ-233 с усовершенствованными высокоточными противокорабельными крылатыми ракетами. Дальность стрельбы — 700 км. Ракеты имеют многовариантную программу атаки целей, повышенную помехозащищённость.
Ракетный крейсер «Москва» является флагманом Черноморского флота России. Длина корабля составляет 186 метров. В автономном плавании он может находиться 30 суток. Экипаж — 416 человек. Максимальная скорость крейсера — 60 км\ч. Корабль вооружен противовоздушным комплексом «Риф» С-300Ф, пушкой АК-130, артустановкой АК-630, противокорабельными ракетами «П-1000 Вулкан», зенитным ракетным комплексом «Оса-М». На крейсере находится один вертолет «Ка-27».
Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника. Крейсер был спущен на воду в 1985 году. Входит в состав Северного флота. Длина корабля составляет 306 м. Скорость – 53 км/ч. Экипаж – 626 человек.
Российская атомная подводная лодка К-535 «Юрий Долгорукий» была спущена на воду в 2008 году. Это единственный корабль проекта 955 «Борей», вошедший в строй. Длина подводной лодки — 170 м, подводное водоизмещение — 24000 тонн. Скорость надводная составляет 28 км/ч, скорость подводная – 53 км/ч. В автономном плавании лодка может находиться 90 дней. Экипаж — 107 человек. Лодка вооружена торпедами, крылатыми ракетами, ПЗРК. Также может производить пуск баллистических ракет «Булава».
Сторожевой корабль «Татарстан» (слева) является флагманом Каспийской флотилии. Надстройка корабля изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов для обеспечения малой заметности. Длина корабля составляет 102,1 м. Скорость – 52 км/ч. Основное оружие корабля — комплекс «Уран» с противокорабельными крылатыми ракетами типа Х-35. В качестве противолодочного вооружения на корабле установлены два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата. Возможно оснащение корабля противолодочным вертолётом корабельного базирования «Ка-27».
Корвет-«неведимка» «Сообразительный» предназначен для действий в ближней морской зоне и ведения борьбы с надводными кораблями и подлодками, а также для артиллерийской поддержки морского десанта. Был спущен на воду в 2010 году. Длина корабля составляет 90 м. Экипаж – 100 человек. Скорость корвета достигает 50 км/ч. Корабль вооружен артустановкой А-190, автоматическими корабельными артиллерийскими установками АК-630, противокорабельными ракетами «Уран», зенитным ракетным комплексом «Редут», торпедами «Пакет-НК».
Большой противолодочный корабль Северного флота России «Адмирал Чабаненко» был введен в строй – в 1999 году. Длина этого корабля составляет 163,4 м. Экипаж — 296 человек. Корабль способен находиться в автономном плавании 30 суток. Скорость – 60 км/ч. «Адмирал Чабаненко» вооружен пусковыми установками для 8 сверхзвуковых противокорабельных ракет «Москит», двумя боевыми модулями зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик», комплексом противоторпедной защиты РБУ-12000 «Удав», ЗРК «Кинжал», пушкой АК-130.
Двухпалубный парусный фрегат «Орёл» традиционно считается началом Российского флота. Длина корабля составляла 24.5 м. Это судно несло три мачты и было вооружено 22 пушками. Экипаж – 22 матроса и 35 стрельцов. Фрегат не имел гребных весел и являлся первым чисто парусным военным кораблем, построенным в России. К сожалению в истории этого корабля нет героических сражений. Проплавав некоторое время по Волге и Каспию, «Орел» летом 1669 года был захвачен в городе Астрахани казаками Стеньки Разина. Тем не менее он навсегда вошёл в историю России как первый военный парусник.
Галера «Принципиум» построена в начале 1696 года в Воронеже. Длина - 38, ширина - 6 метров. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа - до 170 человек. Имела на вооружении 6 пушек. В 1696 году это судно первым вышло в Азовское море, а в июне, в составе российского флота, участвовало в осаде турецкой крепости Азов. По окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова.
«Полтава» - первый линейный корабль русского флота, и первый - построенный в Петербурге. Строительством судна руководил Петр I. Длина - 34,6 ширина - 11,7. Имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй в 1712 году этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра I.
«Лефорт» — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи. Был заложен в 1833 году в Санкт-Петербурге и спущен на воду 9 (31) августа 1835 года. Оборонял Кронштадт во время Крымской войны. Но затонул в мирное время: в кораблекрушении погибли все находящиеся на борту корабля 843 человека, включая 14 офицеров, 61 унтер-офицера, 683 рядовых, 66 женщин и 19 детей из их семей. До гибели 28 сентября 1994 года парома Estonia катастрофа линейного корабля «Лефорт» являлась крупнейшей катастрофой на Балтийском море по числу жертв в мирное время.
Причина гибели «Лефорта» так и осталась загадкой, так как расчеты убедительно показывают, что при имевшихся на нём парусах он не мог быть опрокинут ветром, хотя первоначально эта версия входила в число трех основных. Комиссией по расследованию причин катастрофы признаны наиболее вероятными причинами аварии ослабление связей корабля, вызваные тем, что в 1856 году корабль дважды был использован в качестве транспорта для перевозки тяжелых грузов на орудийных палубах.
«Ингерманланд» — парусный 74-пушечный линейный корабль Балтийского флота России можно причислить к легендам. Но не за боевые заслуги, а мизерные сроки жизни. Судну было суждено погибнуть после 4 месяцев плавания. Его спустили на воду в мае 1842 года, а уже в августе по пути в районе Норвегии из-за ошибки счисления и сильнейшего шторма «Ингерманланд» выскочил на камни и разбился. Погибли 329 человек, спаслось – 509. Это был роскошный корабль водоизмещением 3000 тонн, с 74 пушками на борту.
©
репродукция / К. В. Круговихин «Крушение корабля „Ингерманланд“ 30 августа 1842 года у берегов Норвегии», 1843 год.
«Двенадцать апостолов» — российский парусный линейный корабль I ранга, спущенный на воду в 1841 году. Фактическое число орудий на «Двенадцати апостолах» равнялось 130. Мощнейшими из них были 32 68-фунтовые пушки. Орудия стреляли как обычными сплошными ядрами, так и разрывными снарядами. Первым капитаном «Двенадцати апостолов» стал Владимир Алексеевич Корнилов. Входил в состав Черноморского флота. Во время обороны Севастополя был затоплен между Николаевской и Михайловской батареями.
©
репродукция / И. К. Айвазовский «Корабль «Двенадцать апостолов». 1897 год.
«Варяг» – легенда ВМФ России. Крейсер был заложен в 1898 году в Филадельфии. В 1900 году был передан Российской империи и в 1901 вступил в строй. Корабль известен морским сражением с японской эскадрой в 1904 году.«Варяг» получил, по разным данным, от 7 до 11 попаданий, в том числе одну пробоину площадью 2 кв. м у ватерлинии, но судно осталось на плову. Российские моряки сами затопили «Варяг». В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 2-го класса под названием «Соя». Более семи лет использовался японцами для учебных целей.
Имя бронепалубного крейсера «Варяг» вошло в историю после морского сражения 27 января 1904 года на рейде близ корейского города Чемульпо (сейчас Инчхон), где броненосец находился с дипломатической миссией. На выходе из порта крейсер был атакован японской эскадрой. Артиллерийская дуэль «Варяга» против четырнадцати японских кораблей длилась несколько часов. За это время «Варяг», согласно рапорту командира, выпустил по противнику 1105 снарядов, огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждён крейсер «Асама», а крейсер «Такачихо» затонул после боя.
©
Public Domain / «Варяг» после сражения 1904 года. Виден крен на левый борт.
«Кореец» — русская мореходная канонерская лодка. Кореец», как и «Варяг» известен по сражению с японской эскадрой у Чемульпо. За время боя корабль выпустил по противнику 52 снаряда. Единственным его повреждением было пробитое осколком японского снаряда таранное отделение. Потерь не было.
Чтобы не допустить захвата корабля японцами, после боя (в 15:55) «Кореец» был взорван на рейде Чемульпо. Экипаж был принят на борт французского крейсера «Паскаль», вывезен в Сайгон и вскоре вернулся в Россию. В Санкт-Петербурге все офицеры были награждены Орденом Святого Георгия 4-й степени, а члены команд — знаками отличия этого ордена. В честь подвига моряков была учреждена специальная медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо», которой были награждены все участники боя.
За 45 лет службы крейсер «Аврора» успел поучаствовать в четырех войнах и трех революциях. Боевое крещение состоялось 14 мая 1905 года в Цусимском сражении. Во время боя «Аврора» получил десять ударов из вражеских орудий. Несколько отсеков были полностью затоплены, пушки вышли из строя, на судне полыхал огонь. Несмотря на это, крейсер выдержал бой. Срок службы военных крейсеров — 25 лет. «Аврора» прослужила почти в два раза дольше — 45 лет. Корабль успел принять участие в обороне Кронштадта от фашистских артобстрелов. В 1948 году крейсер был отправлен на вечную стоянку, а в его помещениях откры
11 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, состоялся торжественный спуск «Авроры» на воду. Во время спуска на верхней палубе корабля в составе почётного караула находился 78-летний матрос, служивший на фрегате «Аврора» ,в честь которого крейсер получил свое имя.
Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» вошёл в историю не благодаря славной битве или героическому походу, а мятежу команды. Это было первое в истории России вооружённое восстание целой воинской части, коей является любой боевой корабль. 14 июня 1905 года формальным поводом к восстанию среди матросов «Потёмкина» стало некачественное мясо, поданное в борще. Броненосец «Потёмкин» оказался в руках восставших, его объявили «территорией свободной России». В итоге, после скитаний, команда сдала судно румынам.
За годы ВОВ легкий крейсер «Красный Крым» под командованием капитана 1 ранга А.И.Зубкова выполнил 58 боевых заданий. Крейсер провел 52 артиллерийские стрельбы по позициям немецких войск, уничтожив 4 батареи, 3 склада с боеприпасами и до полка пехоты, перевез более 20 тысяч человек личного состава, раненых и эвакуируемых граждан, отразил больше 200 атак самолетов. В 1942 году был удостоен гвардейского звания. При возвращении эскадры Черноморского флота в Севастополь в ноябре 1944 года «Красному Крыму» была оказана честь первым войти в главную базу флота.
В годы ВОВ линейный корабль «Марат», он же «Петропавловск», был одной из главных целей фашистов. Но корабль пережил десятки бомбардировок. Лишь два точных попадания бомб массой 500 кг смогли вывести судно из строя. В результате полученных повреждений корабль, получивший 10 000 тонн воды (при водоизмещении 23 000 тонн), был полностью затоплен и лег на грунт у стенки на глубине 11 м. Вся артиллерия вышла из строя.
К-19 — атомная подводная лодка проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами, первый советский атомный ракетоносец. За многочисленные аварии получила на флоте прозвище «Хиросима». Основную известность получила уже в наши дни, после ряда фильмов об аварии правого реактора в 70 милях от острова Ян-Майен в 1961 году.
«Пётр Великий» – один из мощнейших ударных кораблей в мире, флагман Северного флота ВМФ РФ. Судно неограниченно по дальности плавания, оснащено противокорабельным ракетным комплексом «Гранит», оборудовано 20 пусковых установок СМ-233 с усовершенствованными высокоточными противокорабельными крылатыми ракетами. Дальность стрельбы — 700 км. Ракеты имеют многовариантную программу атаки целей, повышенную помехозащищённость.
Ракетный крейсер «Москва» является флагманом Черноморского флота России. Длина корабля составляет 186 метров. В автономном плавании он может находиться 30 суток. Экипаж — 416 человек. Максимальная скорость крейсера — 60 км\ч. Корабль вооружен противовоздушным комплексом «Риф» С-300Ф, пушкой АК-130, артустановкой АК-630, противокорабельными ракетами «П-1000 Вулкан», зенитным ракетным комплексом «Оса-М». На крейсере находится один вертолет «Ка-27».
Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника. Крейсер был спущен на воду в 1985 году. Входит в состав Северного флота. Длина корабля составляет 306 м. Скорость – 53 км/ч. Экипаж – 626 человек.
Российская атомная подводная лодка К-535 «Юрий Долгорукий» была спущена на воду в 2008 году. Это единственный корабль проекта 955 «Борей», вошедший в строй. Длина подводной лодки — 170 м, подводное водоизмещение — 24000 тонн. Скорость надводная составляет 28 км/ч, скорость подводная – 53 км/ч. В автономном плавании лодка может находиться 90 дней. Экипаж — 107 человек. Лодка вооружена торпедами, крылатыми ракетами, ПЗРК. Также может производить пуск баллистических ракет «Булава».
Сторожевой корабль «Татарстан» (слева) является флагманом Каспийской флотилии. Надстройка корабля изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов для обеспечения малой заметности. Длина корабля составляет 102,1 м. Скорость – 52 км/ч. Основное оружие корабля — комплекс «Уран» с противокорабельными крылатыми ракетами типа Х-35. В качестве противолодочного вооружения на корабле установлены два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата. Возможно оснащение корабля противолодочным вертолётом корабельного базирования «Ка-27».
Корвет-«неведимка» «Сообразительный» предназначен для действий в ближней морской зоне и ведения борьбы с надводными кораблями и подлодками, а также для артиллерийской поддержки морского десанта. Был спущен на воду в 2010 году. Длина корабля составляет 90 м. Экипаж – 100 человек. Скорость корвета достигает 50 км/ч. Корабль вооружен артустановкой А-190, автоматическими корабельными артиллерийскими установками АК-630, противокорабельными ракетами «Уран», зенитным ракетным комплексом «Редут», торпедами «Пакет-НК».
Большой противолодочный корабль Северного флота России «Адмирал Чабаненко» был введен в строй – в 1999 году. Длина этого корабля составляет 163,4 м. Экипаж — 296 человек. Корабль способен находиться в автономном плавании 30 суток. Скорость – 60 км/ч. «Адмирал Чабаненко» вооружен пусковыми установками для 8 сверхзвуковых противокорабельных ракет «Москит», двумя боевыми модулями зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик», комплексом противоторпедной защиты РБУ-12000 «Удав», ЗРК «Кинжал», пушкой АК-130.
|
Самые интересные статьи АиФ в Telegram – быстро и бесплатно
|