Примерное время чтения: 5 минут
7851

Денег нет? На зарплатах учителей опять сэкономили

Пойдут на баррикады?

По данным Минобрнауки, средняя зарплата учителей сейчас составляет 31,5 тыс. рублей. И за первый квартал она выросла на 4,5%. В реальности эти цифры — пустой звук. Даже в одной и той же школе учитель может получать 18 тыс. рублей, а завуч — 50 тыс. Средняя получится 34 тыс. И большая часть учителей сегодня получают ниже средней. Более того, даже от этих небольших сумм с начала года отняли часть стимулирующих.

Кстати, право сокращать зарплаты чиновникам дано вполне законно с введением новой системы оплаты труда учителей. Вместо одного оклада теперь зарплата состоит из некой базовой, обычно очень маленькой части, а к ней плюсуются стимулирующие выплаты.

«В этом году стимулирующий фонд для педагогов резко сократили очень во многих регионах, — говорит Ольга Мирясова, оргсекретарь межрегионального профсоюза «Учитель». — Причём чиновники идут на хитрости, чтобы сэкономить. Дело в том, что стимулирующие премии насчитываются по числу баллов, заработанных учителем (за всякие дополнительные работы типа подготовки к олимпиадам, активное участие в школьных мероприятиях и т. д. — прим. ред.). Балл может стоить разное количество денег. Грубо говоря, если администрация хочет вообще не платить стимулирующие, она может оценить 1 балл в 10 копеек. Совсем не иметь стимулирующего фонда по закону нельзя, но он может быть смешным».

«С января 2015 г. всё чаще сокращается финансирование классного руководства, — добавляет Всеволод Луховицкий, член совета межрегионального профсоюза «Учитель». — Региональная власть иногда даже открыто заявляет, что она не хочет финансировать классное руководство. Такая ситуация была в Приморье. Учителя вышли на улицы, была предзабастовочная ситуация. Тогда власти сразу пошли на попятную и какие-то деньги дали. В других регионах за классное руководство платят из общего стимулирующего фонда, отнимая у учителей-предметников часть зарплаты».

Учителя лишние?

Чиновники извратили указ президента о доведении зарплат учителей до средней по экономике региона. Они занялись оптимизацией — сокращают штаты, закрывают сельские малокомплектные школы. Таким образом, фонд заработной платы увеличивается, и оставшиеся получают чуть больше. И всё равно в некоторых регионах чиновники уже открыто заявляют, что не могут выполнить указы президента — денег нет.

Чтобы выжить и получить ту заветную среднюю зарплату, учителям приходится работать с двойной нагрузкой. Это значит — проверить 60 тетрадок вместо 30, подготовиться не к 20 урокам в неделю, а к 40 и т. д.

«В среднем учителя работают 28–30 учебных часов, что составляет 1,5–2 ставки, — продолжает Всеволод Луховицкий. — Очень много примеров, когда один учитель ведёт одновременно биологию и химию. Или учитель истории ведёт МХК, религию, а иногда и ОБЖ. Ещё 5–6 лет назад, если бы в первый класс, скажем, пришли 60 детей, то открыли бы три первых класса. На три класса нужны три классных руководителя, больше учителей-предметников. А сейчас классы делают больше, и «ненужных» учителей сокращают».

«Сейчас пошла вторая волна объединения школ в регионах, — поясняет эксперт. — Во время объединения педагоги оказываются лишними. Причём не увольняют сразу. А, скажем, через полгода говорят одному, потому другому, чтобы не вызвать массовые протесты.

Вот в сентябре нам подкинут новые эффективные контракты. Это значит, что будет прописано максимальное количество видов работы без увеличения специально зарплаты на это. Кстати, одна из возможностей нового трудового договора, которой не преминут воспользоваться многие чиновники, — перевести учителей на срочные контракты на 9 месяцев — с 1 сентября по 31 мая. После этого учитель увольняется, ему выплачивают отпускные, а потом его снова принимают на работу. В итоге экономится один месяц — август или июнь, за который бы учитель мог получить зарплату. Хотя в июне всё равно нормальные учителя работают с детьми, готовят к ЕГЭ. Но оплачивать им эту работу никто не хочет. Так что в сентябре может случиться новый социальный взрыв, когда люди получат на руки эти новые контракты».

Сейчас Министерство образования пытается привлечь в школы молодёжь. И многие действительно идут, значительно увеличился конкурс в педагогические вузы. Но энтузиазм очень быстро пропадает, когда ежедневно приходится думать не о профессиональном долге, не о новых педагогических технологиях, а о том, как прокормить свою семью. В итоге кто-то уходит из школы, а кто-то даже переходит на принцип «образовательных услуг»: вы делаете вид, что нам платите, мы делаем вид, что работаем.

Оцените материал
Оставить комментарий (8)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах