Отсутствие внятной стратегии, сомнительные госконтракты, неэффективный мониторинг вузов, некачественная борьба с «псевдовузами», недоработки в вопросе оплаты студобщежитий, урон развитию профессионального образования, коррупция в министерстве — это лишь часть претензий, которые представители фракции «Единая Россия» высказали министру образования Дмитрию Ливанову. По результатам проверок Счётной палаты, по целому ряду ключевых направлений министерство работает недостаточно эффективно.
Депутаты Госдумы подчёркивают, что министр, на которого два с половиной года назад возлагались большие надежды, не спешит их оправдывать. По мнению представителей «Единой России», система образования в стране сегодня развивается не благодаря, а вопреки действиям профильного ведомства.
Тот рывок, который система образования сделала за последние несколько лет, реализуя нацпроект «Образование» и 120-миллиардный проект «Модернизация образования», повышая зарплаты педагогам школ и вузов, строя детсады и развивая техническую базу и инфраструктуру образовательных учреждений, стал возможен исключительно благодаря политической воле и пристальному вниманию к развитию образования президента Владимира Путина, заявил в выступлении от фракции «Единая Россия» первый зампред профильного комитета Госдумы Владимир Бурматов. Рывок, посетовал он, стал возможен «несмотря на все старания» профильного министерства.
За время работы Ливанова у депутатов накопилось большое количество нареканий к Минобрнауки. Часть из них касается неспособности министерства быстро и чётко решать возникающие проблемы. Так, вопрос с повышением цен на студенческие общежития чиновники урегулировали лишь после многочисленных просьб и «круглых столов», которые организовывали единороссы.
Согласно отчёту Ливанова, нормативные акты, регулирующие оплату, были приняты. Однако проблема осталась, уверена зампред комитета по образованию Алёна Аршинова.
«Во многих вузах стоимость снизилась, но в ряде учебных заведений проблема до сих пор не решена, в том числе в студгородках. Например, в межвузовском студенческом городке Санкт-Петербурга размер оплаты за проживание достигает 3700 рублей с человека за место в четырёхместной комнате. ФОК, бассейн, тренажёрные залы студгородка, построенные за счёт огромных бюджетных средств — более 1 млрд рублей, — пустуют, поскольку доступны только за деньги», — сказала она.
В ответ на критику Ливанов попросил «Единую Россию» не прекращать мониторинг ситуации, чтобы «по его результату принять решения в отношении руководства с неэффективной политикой по отношению к студентам». Например, уволить руководство студгородка, как планируется сделать в Санкт-Петербурге. Какие превентивные меры принимает министерство, чтобы не допустить таких проблем, Дмитрий Ливанов не сказал.
Очевидно, у ведомтсва нет чёткой стратегии и по решению проблемы с профессиональным образованием, которое, как заметил первый зампред комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Михаил Тарасенко, «остаётся падчерицей Минобразования». Профобразованием в ведомстве занимается специально созданный для этого департамент, который инициировал только один документ — перечень рабочих специальностей, рекомендованных к закрытию. В «Единой России» список посчитали неэффективным.
«Проблема подготовки специалистов среднего звена остаётся. Но вместо серьёзного диалога с бизнесом и социальными партнёрами появился проект приказа, репутационно ударивший по профессиям», — заявил Тарасенко и поинтересовался у министра, планирует ли он подключить бизнес и производственников к процессу подготовки необходимых специалистов. По словам министра образования, Минобрнауки пытается создать систему подготовки кадров, адаптированную к условиям рынка. И заверил, что до тех пор, пока работодатели и представители региональной власти список к сокращению не одобрят, документ не будет принят.
Руководитель профильного ведомства попытался развеять тревогу единороссов о судьбе бакалавров инженерных вузов, конкурирующих на рынке труда с инженерами-магистрами. Проблема возникла после появления градации новых стандартов образования. Чтобы обезопасить бакалавров от риска не устроиться на работу, зампред комитета Госдумы по транспорту Сергей Тен предложил увеличить количество мест в магистратуру на 10–15 %. Ливанов заверил депутата, что такое решение уже принято на 2015 год. Магистров в инженерии станет в два раза больше.
Есть у «Единой России» претензии и к ряду глобальных процессов, инициированных — или не инициированных — министерством в системе образования. Как заметил Владимир Бурматов, в своём отчете Ливанов не упомянул о «политике в сфере образования и эффективной реализации стратегии развития отрасли». Между тем, формировать и внедрять в жизнь эту политику — прямая задача ведомства.
«Но мы услышали только, сколько денег и на что потратило ведомство. Тратить деньги — это всегда приятно, согласен, особенно если деньги чужие, а в данном случае речь идёт о деньгах наших налогоплательщиков», — отметил первый замред комитета по образованию.
По его словам, «есть масса вопросов и к тому, как именно были потрачены эти деньги». Бурматов сослался на результаты экспертных исследований, приведённых в публикациях СМИ. Согласно данным, «80 % государственных закупок Минобразования имеет характер сомнительных или содержит в себе коррупционную составляющую».
Депутат считает, что это — прямой повод задуматься об эффективности бюджетных расходов и реализации антикоррупционной политики внутри ведомства.
Усовершенствовать стоит и мониторинг эффективности вузов, который ежегодно проводит министерство.
«Устроили шоу, понавешали ярлыков "неэффективности" на успешные вузы, сорвали приёмную кампанию многим, студентов с преподавателями трясло, а в итоге что? Результаты последнего мониторинга оказались уже такими неадекватными, что министерство их просто положило под сукно и постаралось сделать вид, что ничего не было. В итоге сейчас применяются санкции — запрещают приём в вузы, которые сам Минобр недавно признавал эффективными, а "шарашкины конторы" или "будки по продаже дипломов" как работали, как продавали их, так и продолжают этим заниматься», — заявил Бурматов.
Вопросы к эффективности ведомства есть и у Счётной палаты. Выступая перед депутатами, аудитор СП Владимир Катренко заметил, что «по целевым государственным программам министерство демонстрирует низкое кассовое исполнение». «ФЦП "Русский язык" выполнена всего на 25 %», — сообщил он. Субсидии регионам на повышение доступности школьного образования доводятся поздно, в результате федеральные средства на эти цели освоены только на 38 %. Есть нарекания и к внедрению электронной очереди в детские сады: в ней есть не все дети, а в Крыму и Севастополе электронной очереди нет вообще.
Повышение конкурентоспособности российской высшей школы в мире равняется единице при финансировании в 19,5 млрд рублей, и только один вуз России находится в мировом топе.
Во исполнение поручения президента в послании Федеральному собранию министерство должно было утвердить комплекс мер по развитию среднего профессионального образования, однако не утвердило до сих пор.