Закон «Об образовании» упразднил тип учреждения «школа-сад», но вместе с ним ликвидировал и десятки коррекционных учебных заведений для детей с нарушениями здоровья, которые относились к этой же категории образовательных учреждений. Так, теперь слабовидящие дети должны перейти в обычные школы — без всякой поддержки.
Вечер рабочего дня. Возле дверей одной из волгоградских школ толпятся родители, что-то оживлённо обсуждают. Неподалёку в «классики» и догонялки играют дети. На первый взгляд, обычные школьники из типичной общеобразовательной школы. Одно исключение — все ребята в очках.
У кого-то на один из окуляров наложена повязка, у другого линзы очков настолько большие, что глаза выглядят неестественно огромными. Все ребята имеют нарушения зрения и поэтому ходят не в простую школу, а в специализированную, где параллельно с образованием получают непрерывное лечение.
Родители собрались возле школы не из праздного любопытства. Всё дело в том, что местные власти объявили о закрытии учреждения и расформировании классов.
«Я сама лично ходила по школам и директорам, и мне сказали, что никаких условий создавать для наших детей они не будут, — говорит Инна Будяк, — максимум — посадят ребенка на первую парту. Одна из директоров даже подчеркнула, что ей не хотелось бы, чтобы я приводила к ней в школу своего ребёнка. Одним словом, ваш ребёнок — ваши проблемы».
«Такие школы — просто спасение для наших детей, — добавляет другая мама ребёнка с проблемным зрением, — утром лечение, физкультура, массаж, занятия с тифлопедагогами (тифлопедагогика — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения — прим.ред.), логопедами. Наши дети воспринимают мир по-другому, не так, как другие детки, поэтому очень важно, чтобы они отучились здесь хотя бы до четвёртого класса».
Неэффективная школа
О том, что их школа «неэффективная», родители и дети узнали на весенних каникулах. Именно тогда директор образовательного учреждения собрала педагогов и родителей на общешкольное собрание.
Родители показывают протокол общешкольного собрания. Секретарём записано: «Директор Нина Осташевская говорит, что школа признана неэффективной и администрацией Волгограда принято решение об изменении типа учреждения». А родителям учащихся 1–3 классов рекомендовано в ближайшее время определиться, в какую школу будет переведён ребёнок для дальнейшего обучения.
Родителям предложили не только добровольно уйти из школы, но и самостоятельно оплачивать медицинские услуги из расчёта стоимости за 10-дневный курс лечения в размере 2500 рублей. Свою позицию руководство школы объяснило просто — нет финансирования. Именно поэтому, из-за нехватки средств Департаментом образования Волгограда в помещении школы решено организовать детский сад.
И только когда родители пригрозили, что обратятся напрямую с жалобой к Президенту, чиновники местного Минобразования сжалились над родителями и больными детьми, пообещав, что школа продолжит работать. Но только до конца этого года.
В записи обращения к Президенту приняли участие и школьники. Стихи главе Государства писали, что называется, всем классом:
«Мы просим Вас, не проходите мимо,
Мы просим, не гасите к школе свет.
Мы верим, что пока всё поправимо,
Иначе в справедливость веры нет!» — по-взрослому добавляют первоклашки. Видеообращение было отправлено накануне прямой линии с Владимиром Путиным, но родителям ответа пока не поступало.
Общероссийская проблема
При этом обещаниям местной администрации волгоградцы не доверяют. Говорят, даже если сейчас нашим детям дадут доучиться, что будет с другими детьми, нуждающимися в лечении?
В самом Министерстве образования Волгограда решение о закрытии школы компенсирующего вида для слабовидящих детей объясняют просто: «Согласно новому закону «Об образовании», такого типа учреждений, как сад-школа, больше не существует, — говорит руководитель департамента образования администрации Волгограда Ирина Радченко, — для того, чтобы привести нынешнее положение в системе образования в соответствие с новым законом, было решено перевести обучающихся в другие учреждения, а помещения передать очередникам, претендующим на получение места в дошкольном учреждении».
Примечательно, что такая ситуация со школами-садами для волгоградского региона не в новинку. И стоит отметить, что не всегда проблемы решались так категорично — закрытием и перераспределением учеников. Три года назад в соседнем с Волгоградом городе — Волжском — чиновники хотели ликвидировать подобное учреждение компенсирующего вида — школу-сад «Черёмушка». Однако тогда на защиту «Черёмушки» поднялись не только родители, но и общественность. Школу в итоге отстояли, и она функционирует до сих пор.
«Мне пришлось оптимизировать учреждение — уменьшить количество воспитателей, сократить режим, — говорит директор «Черёмушки» Татьяна Лядвиг, — но, к счастью, мы существуем».
Как и во все дошкольные учреждения, в «Черёмушку» тоже есть очередь, но берут сюда исключительно детей с ослабленным зрением.
Федеральными образовательными стандартами сегодня действительно не прописано такое понятие, как «начальная школа-детский сад» — отсутствуют необходимые подзаконные акты. При этом сам Федеральный закон составлен так размыто, что одни юристы видят в нём все законные основания для создания учреждений компенсирующего вида, а другие — нет. В любом случае, никто не запрещает муниципалитетам создавать и финансировать подобного рода учреждения самостоятельно, как, например, это делается в Волжском или в Москве. К примеру, в столице существуют не только обычные начальные школы-детские сады, но и учреждения компенсирующего вида для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, соответствующие дошкольные учреждения, коррекционные школы и т.п. Было бы, как говорится, желание.
Мнение врача
Сергей Осипов, детский офтальмолог.
– С 3 до 11 лет — самый важный возраст для лечения детей с глазными заболеваниями. Организм ещё податливый и идёт на компромисс. Начав действовать как можно раньше, во многих случаях удаётся полностью излечить ребёнка от слабовидения и косоглазия или значительно облегчить последующее его лечение, а также предотвратить необходимость хирургических вмешательств в будущем. Кроме того, ребёнок, занимающийся в такой специализированной школе, не подвергается психологическому воздействию. Над его внешностью не смеются сверстники, он среди своих.