Доктор педагогических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, академик Международной академии наук высшей школы Галина Китайгородская рассказала АиФ.ru о своём методе «Активизации возможностей личности и коллектива» и о преимуществах интенсивного обучения.
Галина Китайгородская: Многие учили иностранные языки. Десять лет в школе, потом пять лет в институтах. И что в итоге? Люди знают грамматику, у них есть какой-то лексический запас, который помогает им читать. А понимать и говорить, то есть общаться на языке, они не могут. Потому что никто не ставил перед ними такой задачи. Да и обучать этому никто не умел. Я в своё время поставила перед собой цель — эффективно обучать общению. И создала свой метод. И все эти годы мы получаем блестящие результаты.
– За счёт чего удалось достичь результата?
– Ключевым словом для объяснения сути интенсивного обучения является понятие активизации. Стратегия и технология нашего метода направлены на то, чтобы активизировать такие процессы, как память, внимание, мышление, речетворчество, максимально задействовать эмоции, воображение, а также все те социально-психологические ресурсы, которые заложены в групповом взаимодействии. Учебный материал поступает не на уровне звуков, слогов, слов, предложений, а в естественном потоке речи людей, которые общаются между собой на жизненно важные темы. Введение этого огромного объёма материала предполагает определённые приёмы (200–500 лексических единиц на каждом третьем – четвёртом занятии), которые должны обеспечить запоминание коммуникативных блоков.
– Что входит в понятие «коммуникативный блок»?
– Это набор готовых высказываний. Запомнив блоки, ученики начинают их комбинировать — часть от одного блока, часть от другого. Главное — знать, что, кому, в какой ситуации сказать. Появляется комбинаторика, что и позволяет начинающему довольно успешно изъясняться. Более того, часто он производит на собеседника впечатление человека, свободно владеющего языком, именно потому, что может легко поддержать беседу, комбинируя свою речь.
– Как человеку со средними способностями запоминать иностранные слова?
– Отдельные слова, так же как и отдельно грамматика и фонетика, никакой коммуникативной нагрузки не несут. Само знание слов не означает, что ты можешь понимать и общаться. Ты должен понимать, где это слово должно стоять в предложении, в каком значении его нужно и можно употребить. Не стоит переводить фразу с родного языка на иностранный, это получится опять по-русски. Надо запомнить всю фразу единым коммуникативным блоком.
– Нужно заучивать фразы блоками?
– Заучивание происходит само собой. За одним блоком я закреплю жест, за другим — мелодию. За третьим — какие-то эмоции. Известно: всё, что воспринимается эмоционально (восторг, удивление, возмущение), мозг быстро схватывает. Ещё для запоминания очень важен ритм. В своё время я строила свой урок так, чтобы его можно было танцевать. Давала материал «на джазе» — усваивалось молниеносно.
На занятиях мы даём информацию сразу большим блоком без анализа — происходит её накопление. Потом речевой опыт переносится на письменную речь — текст, который человек слушал, он теперь читает. Как я говорю, мы «читаем ушами» — происходит столкновение зрительного образа со слуховым, самоанализ происходит автоматически. Ученик начинает читать уже фразами, а не слогами и словами.
– Как в вашем курсе грамматика сочетается с разговорной практикой?
– Мы даём грамматические языковые игры (например, домино, где из отдельных слов нужно составить вопрос). После игры задаём вопрос, который стимулирует учеников к выведению грамматического правила. Они его формулируют сами! Эта модель — моя «эврика». Мы идём от целого к части, а потом снова к целому, от синтеза к анализу. И это разработано технологически настолько подробно, что здесь никто не сделает ошибки. Как можно начать читать, не изучив предварительно звукобуквенные сочетания? Мы это делаем, и всем нравится, что они, не учившись читать, читают.
– Сколько человек должно быть в группе, чтобы обучение было наиболее эффективным?
– До сих пор многие считают, что чем меньше человек в группе — тем лучше. Мы говорим по-другому — 12 оптимально. Потому что мы обучаем общению, а общение — это взаимодействие людей. Если в группе мало людей — с кем ты будешь взаимодействовать?
Сама удивилась интереснейшей вещи — чем меньше человек учится в группе, тем больше ошибок они делают. Потому что одну и ту же ошибку совершают все. И, исправляя её много раз, человек имеет больше шансов запомнить правильный вариант. Я это, кстати, доказала экспериментально.
Вот ещё важный момент. При обучении мы используем не только постоянную смену ситуаций, но и смену ролей. Согласитесь, хорошо же отвлечься от тяжких будней и вечных проблем и стать на определённое время Кристиной — балериной из Аргентины — или Чаком Лаки — каскадёром из Кентаки. Более того, эта роль-маска позволит переложить ответственность за возможные ошибки на вымышленного персонажа. Именно роль-маска позволяет снять психологический барьер, убрать страх ошибки. Всё это расширяет границы самораскрытия личности, способствует мобилизации интеллектуальных и творческих возможностей и коммуникативных ресурсов человека.
– Выучить язык, не прилагая к этому серьёзных усилий, такое возможно или это лишь рекламный ход языковых школ?
– Изучение иностранного языка — это труд. Но труд бывает изнурительным, тяжёлым, а может быть радостным, когда человек творит, раскрывая свой потенциал.
В недавнем интервью Слава Полунин сказал: «Создавайте маленькие оазисы счастья вокруг себя, а потом расширяйте потихоньку это пространство». Мне это очень близко. Я рада, что мы вышли за пределы Москвы. Теперь «Школа Китайгородской» работает не только в Москве, но и на Камчатке и на Сахалине, где наши талантливые ученики несут радость общения людям, максимально расширяя наше позитивное пространство.
г. Петропавловск-Камчатский +7 (9638) 32-32-42
г. Южно-Сахалинск +7 (4242) 26-66-84
г. Зеленоград +7 (499) 391-38-20
г. Москва +7 (495) 737-7370
На правах рекламы