Сегодня ошибки въедливые читатели смогут найти примерно в 80% учебников. Некоторые из них можно смело читать как собрание анекдотов и юмористических рассказов. К примеру, авторы О. А. Корнилова, И. Н. Былинкина и др. учебника «Биология. Животные» для 7-го класса просят детей «понаблюдать за характером применения хвоста домашней кошкой (собакой)». В учебнике «Литературное чтение» для первоклашек (автор Э. Кац) задают детям вопрос: «Почему Юле кажется, что она сошла с ума?» В учебнике биологии для 8-го класса 2008 г. А. Г. Драгомилов и др. издательства «Вентана-Граф» детей учат: «При термических ожогах промыть холодной водой, протереть спиртом или одеколоном или раствором марганцовки». То есть дожечь то, что не сожгли. Но всех превзошёл учебник ОБЖ для семиклассников, выпущенный издательством «Просвещение», где автор И. Торопов рассказывает детям об эрогенных зонах, объясняя, что «прикосновение к ним вызывает сексуальное возбуждение».
В нём же детей учат наносить противнику «тычковые удары ножками стола» или «махать ими вправо и влево, расчищая путь к выходу».А вот какие вопросы задают авторы учебника «Окружающий мир» деткам: «Почему злаки растут вместе? Зачем нужен холодный воздух?» А как вам задачки из учебника математики для начальной школы: «На берёзе росло 5 яблок, два упало. Сколько осталось?», «На трубе сидели четыре медвежонка. Двое улетели, один упал. Сколько осталось?», «У кошки Мурки родились щенята: один чёрненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки?» Оказывается, цель тут - вовсе не научиться считать, а сформировать у детей правильное мировоззрение: яблоки, мол, не растут на берёзах.
Но почему Минобрнауки вообще допустило такие учебники в школы? Оказывается, до сих пор оно к ним имело очень слабое отношение. Экспертизу проводили учёные из Российской академии наук и Академии образования. И очень часто те, кто эти учебники писал, сами же их и инспектировали. Понятно, что госзаказ на выпуск миллионных тиражей учебников сулит авторам немалую прибыль. Более того, в перечне утверждённых министерством издательств можно обнаружить организации, ранее не издавшие ни одного учебника. В качестве решения проблемы министерство предлагает ужесточить экспертизу, добавив к уже имеющимся - общественную, этнорегиональную, а также собственную, ведомственную. «Я могу понять научную экспертизу, - считает Тамара Эйдельман, завкафедрой истории московской гимназии № 1567. - Или педагогическую. Но общественная? То есть по поводу истории выскажутся те, кто свои представления о предмете составил из газетных статей? Чтобы исключить ошибки, нужен только рецензент, независимый от авторов учебника».
Ляпы из школьных учебников
«Физика». А. В. Пёрышкин. 7-й класс
В таблице под заголовком «Средняя скорость движения некоторых тел...» пишут: «Автомобиль «Жигули» - 60 м/с». То есть 216 км/ч. Неплохо!
«Физика». В. А. Касьянов. 10-й класс
«...перемещение звёзд и планет по звёздному куполу». Оказывается, есть звёздный купол? Может, и Земля плоская и стоит на трёх китах?
«Русский язык». А. В. Полякова. 3-й класс, 1-я часть
В задании нужно отгадать слово, вписав по несколько букв названий птиц, изображённых на картинках.
Получается «гуснеица». Это какой-то новый зверь?
«Окружающий мир». Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. 3-й класс
По мнению авторов, масштаб 1:25 000 означает, что в 1 см содержится 25 000 см = 250 км. А мы-то всегда думали, что 250 м.
«История России». А. А. Данилов, Л. Г. Косулина
«Александр Невский рано научился читать и писать, увлекался чтением русских летописей и переводами византийских хроник с описанием походов А. Македонского и других полководцев. Он с малых лет познакомился с Русской Правдой, присутствовал на заседаниях боярского совета и княжеского суда, постигая азы управления страной». В исторических источниках ничего этого нет! Сплошная фантазия авторов.