ЕГЭ: от истории вопроса к плюсам и минусам реформы
Из истории
Идея проведения универсального экзамена в школах появилась во Франции в 60-х годах XX века, когда французские колонии в Африке обрели независимость. Во Францию хлынули эмигранты, их детям необходимо было учиться и сдавать экзамены – в результате французские власти решили пойти им навстречу и упростили систему выпускных экзаменов, введя тестовые вопросы, которые также являлись вступительным экзаменом в вуз. Однако такая система проведения экзаменов не прижилась, через три года французские власти решили отказаться от нововведений.
Тем не менее в мировой практике, в первую очередь в США, такая система универсального проведения экзамена прижилась и используется до сих пор. Там выпускники старшей школы для поступления в университет должны набрать определённое количество кредитных единиц (1 единица равняется 120 часам курса, ориентированного на поступление в университет). Кроме того, выпускники американских школ сдают тестовые экзамены, самые распространённые из которых – SAT (Scholastic Achievement Test), подготовленный службой педагогического тестирования ETS (Educational Testing Service) и комитетом по колледжам (College Board), и тест ACT (American College Testing). Результаты этих тестов принимаются практически всеми американскими колледжами и вузами.
Первые разработки системы проведения единого государственного экзамена в России относятся к 1997 году – именно тогда в отдельных школах были опробованы тесты ЕГЭ, ещё не до конца проработанные, но так или иначе оформленные. Автором идеи о внедрении ЕГЭ стал Владимир Филиппов, в то время возглавлявший Министерство образования РФ. Именно ему принадлежит инициатива по присоединению России к Болонскому процессу, согласно которому система высшего образования делилась на бакалавриат и магистратуру.
В течение последующих 3-х лет идея ЕГЭ приобретала форму, разрабатывались технологии и методики проведения единого госэкзамена, подготавливались программное обеспечение и шкалы оценок результатов тестирования.
Читайте также: | |
---|---|
Что такое ЕГЭ и как его сдают? |
В 2000 году был обозначен приблизительный план развития образования, в том числе, в части внедрения ЕГЭ. Экспериментально ЕГЭ был введён в 2001 году в школах пяти регионов страны – республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, Самарской и Ростовской областях по восьми дисциплинам (русский язык, математика, биология, физика, история, химия и обществознание).
В 2002 году аналогичный эксперимент охватил уже 16 регионов страны.
В 2008 году ЕГЭ сдавали уже во всех регионах страны. Перечень предметов, по которым сдавали ЕГЭ ученики, устанавливался отдельно каждым регионом.
Посчитав эксперимент удавшимся, Правительство РФ решило сделать ЕГЭ общеобязательным с 2009 года. Тогда же было решено сделать два экзамена – по русскому и математике – обязательными для сдачи, а из остальных 9-ти предметов выпускник мог выбирать самостоятельно. С этого года все школьные медали теряли свою силу и льгот при поступлении в вуз не давали.
За и против
Читайте также: | |
---|---|
График сдачи ЕГЭ на 2013 год |
Специалистами в области образования отмечаются как положительные, так и отрицательные стороны внедрения единого госэкзамена.
Плюсы
1. В качестве положительных сторон называются унификация и стандартизация процесса сдачи выпускного экзамена, которая позволяет избежать предвзятого оценивания знаний учеников.
2. Кроме того, сведение воедино выпускных экзаменов и вступительных экзаменов в вуз значительно экономит время и нервы выпускников, а также упрощает процесс подачи документов в вуз, даже если выпускник живёт в другом регионе.
3. Третий положительный аспект ЕГЭ – это снижение коррупции при приёме в вузы: ведь в целом, именно на этапе вступительных экзаменов обычно происходит передача взяток за поступление.
Минусы
1. Так, преподаватели заявляют, что уровень реальных знаний учеников не совпадает с результатами ЕГЭ. К примеру, в 2009 году был проведён проверочный диктант на факультете журналистики МГУ: из 200 первокурсников только пятая часть сделала менее 8 ошибок на страницу текста, остальные, в среднем, допускали по 20-25 ошибок (среди них оказались даже отличники, поступившие со 100-балльными результатами по ЕГЭ).
2. В качестве важной проблемы также зачастую называются некорректно составленные задания и нарушения во время проведения госэкзаменов.
3. Родители выпускников критикуют нововведения из-за того, что нагрузка на детей в выпускных классах резко увеличилась, при этом разница в условиях обучения (к примеру, в сельских школах, где не хватает учителей) не учитывается при проведении тестирования.
4. Некоторые престижные вузы продолжают не доверять результатам ЕГЭ, поэтому устраивают дополнительные экзамены при поступлении – а это означает двойную нагрузку на абитуриентов.