Примерное время чтения: 14 минут
4812

«Драма второго плана». Один день с бригадиром киномассовки

Елена Чумарная / АиФ

В кадре — из любви к искусству

На съёмочной площадке в холодный осенний день Дмитрий появляется к 9 часам. В это время команда уже готовится к очередной сцене.

Место съёмок можно распознать по веренице автобусов, которые и перевозят оборудование, и служат гримёрками, а иногда и туалетами
Место съёмок можно распознать по веренице автобусов, которые и перевозят оборудование, и служат гримёрками, а иногда и туалетами. Фото: АиФ / Елена Чумарная

Массовки на месте пока нет, людей вызвали к одиннадцати часам. Но не хватает их уже сейчас. Организаторы понадеялись на фанатов сериала: те должны были сниматься с утра, но пришли не все, кто обещал. Помощник бригадира обращается к Диме за помощью — нужно вызвать ещё нескольких человек. В итоге в ожидании актёров-массовиков в роли пострадавших просят сняться первых попавшихся под руку людей. Дмитрия также зовут «постоять» в кадре. Бригадир соглашается, говорит, «из любви к искусству». Денег за это он, конечно, не потребует.

Актёров массовки бригадир ищет через специальные сайты и форумы. Указывает типаж, требования, предъявляемые к актёрам в каждом конкретном проекте — возраст, внешние данные, день и примерное время съёмок.

Заинтересовавшиеся отправляют бригадиру на почту свои анкеты и фотографии. Здесь и начинается работа по подбору. Отсеяв неподходящих людей, Дмитрий обзванивает тех, кто понравился, и приглашает на съёмки. Таким образом, сняться в сериале или кино может практически любой. Главное — подходить по типажу. Перед актёрами массовых сцен обычно не ставят сложных задач. Уже на площадке кого-то могут попросить сказать фразу, что-то сыграть — но это за дополнительную оплату. На проектах Дмитрия массовке платят в среднем около 700 рублей за дневную смену — 12 часов. Ночные смены оплачиваются чуть выше.

Во время съёмки на площадке столько людей, что сразу не поймёшь чем же они все занимаются
Во время съёмки на площадке столько людей, что сразу не поймёшь — чем же они все занимаются. Фото: АиФ / Елена Чумарная

Ещё со школьной скамьи Дмитрия тянуло в кино, поэтому участвовал в театральных постановках, представлениях, словом — где только можно было. «Но кино там, где я жил — в городе Балаково, не снимали. Поэтому я всегда знал, что в этом городе не останусь», — отмечает «массовик». По окончании школы Дмитрий поступил на юридический факультет местного вуза. «Это были муки. Я просто там потухал», — вспоминает бригадир студенческие годы. Не получив высшего образования, ушёл в армию. По возвращении — решил покинуть родимый город. Уже в Москве будущий бригадир работал промышленным альпинистом. «Условия были хорошие, деньги тоже. Все говорили — работай и не беспокойся. Но я не мог. Не лежала к этому душа, это было не моё», — рассказывает Дмитрий. Однажды он увидел объявление о наборе массовки в газете. Так он впервые в жизни попал на площадку. Дима хорошо помнит свои ощущения: «Для меня это был дикий шок, меня безумно трясло. Я не знал, что делать, я очень волновался. Наконец-то то, о чём я мечтал, я увидел собственными глазами».

В кино всё решает удача

В тот же день его заметили в толпе и попросили сыграть оперативника в боевой сцене. «Я был, наверное, в состоянии аффекта, но всё отыграл. После этого я понял, что из кино не уйду никогда. Я понял, что должен здесь быть», — делится впечатлениями бригадир. С тех пор — строит карьеру. Дмитрий успел сняться во многих проектах: в массовке, эпизодах, ролях второго плана и даже главных — в ТВ-проектах. «В кино 98 % решает удача и только 2 % — способности, талант, образование», — говорит бригадир. Кстати, по его словам, талантливых людей из массовки режиссёры частенько замечают, берут на эпизоды, а потом и на роли второго плана. «Такое бывает повсеместно. Но пробиться из массовки в главные роли — шансов один на миллион», — считает Дмитрий. Он сравнивает кино с кашей, которой никак нельзя наесться. Бывший актёр массовки теперь ей командует.

Актёры из массовки часто подходят просто поговорить
Актёры из массовки часто подходят просто поговорить. Фото: АиФ / Елена Чумарная

Пока операторы, звуковики, «светики», режиссёры и всевозможные ассистенты перебираются на новую точку, Дмитрий идёт в ближайшее кафе выпить чашку кофе — актёров он спокойно оставляет на своих помощников, также опытных бригадиров. Во время минутки отдыха Диме кто-то звонит. Оказалось — жена, с которой он познакомился тоже в кино.

Чашка латте была единственным перекусом Дмитрия за весь двенадцатичасовой рабочий день
Чашка латте была единственным перекусом Дмитрия за весь двенадцатичасовой рабочий день. Фото: АиФ / Елена Чумарная

«Мы играли вместе в эпизоде, были партнёрами и говорили целый день, не отрываясь от съёмок. В её глазах я увидел огонёк, такую же заинтересованность в кино, какая была и у меня», — рассказывает Дмитрий. Его возлюбленная — профессиональная актриса. Дмитрий отмечает, что сам активно занимается её продвижением. И ничего зазорного в этом не видит, ведь жена, по его словам, гениально играет. «Плохо, когда пытаются протащить куда-то «своих», но бесталанных», — комментирует бригадир.

«Я не на площадке, я в кино»

Возвращаемся на площадку. По дороге к герою репортажа подходят помощники и актёры массовки. Возникающие вопросы Дима решает спокойно, с улыбкой. Что, вероятно, очень полезная способность для кино. «Ко всем людям можно найти подход, даже к самым капризным. Все проблемы можно решить», — со знанием дела заявляет бригадир. Сейчас он в основном занимается урегулированием финансовых вопросов, касающихся массовки. А это — всегда острый вопрос для продюсеров: денег в российском кино обычно не так много, на учёте — каждый рубль.

Теперь на съёмки Дима попадает не каждый день. Есть и другая сторона работы — отбор заявок. Так, у компьютера — с мышкой в правой руке и телефоном в левой — может пройти весь день, который иногда начинается около пяти утра и заканчивается после полуночи. Но сегодня — день из тех, что проходит на площадке. Хотя сам бригадир такого выражения не любит. «Я не на площадке, я в кино», — говорит он. Здесь Дмитрий регулирует работу своих помощников и организует массовку.

Актёров нужно встретить, привести к месту съёмки, объяснить их задачу и следить за тем, чтобы они выполняли требования режиссёра. В то же время бригадир заботится о том, чтобы и массовики были довольны — не мёрзли, не голодали, не попались под горячую руку разнервничавшихся членов съёмочной команды. «Работать с людьми всегда сложно. Ведь здесь имеет место человеческий фактор. Кто-то недоволен, хочет уйти домой, не слушается в кадре, ругается с костюмерами. Бригадиру приходится постоянно бегать, быть на связи, решать конфликты», — рассказывает Дмитрий.

Рации помогают съёмочной группе преодолевать расстояния, искать рабочих и раздавать поручения, не отрываясь от работы
Рации помогают съёмочной группе преодолевать расстояния, искать рабочих и раздавать поручения, не отрываясь от работы. Фото: АиФ / Елена Чумарная

Поговорив со встретившимися на пути людьми, бригадир спускается на цокольный этаж заведения в центре Москвы, где снимают кровавую сцену сериала. По дороге на тумбочке можно заметить пару рядов раций. С помощью них общаются члены съёмочной команды. От автобусов протянуты толстые провода, питающие камеры, свет и другое съёмочное оборудование. В автобусах — генераторы.

По этой лестнице приходится подниматься и спускаться несколько раз за день. Ведь телефон в подвале не ловит, а важные звонки нельзя пропустить
По этой лестнице приходится подниматься и спускаться несколько раз за день. Ведь телефон в подвале «не ловит», а важные звонки нельзя пропустить. Фото: АиФ / Елена Чумарная

Дмитрий заходит в помещение, где актёры массовки пока сидят в ожидании вызова на площадку. В это время бригадир вместе с помощниками разбирается с документацией — договоры с актёрами, заполнение ведомостей. Казалось бы, творческая работа — в кино — не лишена бумажной волокиты.

Не все, кто стремится стать бригадирами массовки, выдерживают режим, казалось бы, несложной работы, но в своих помощниках Дмитрий уверен
Не все, кто стремится стать бригадирами массовки, выдерживают режим, казалось бы, несложной работы, но в своих помощниках Дмитрий уверен. Фото: АиФ / Елена Чумарная

Неподалёку, на барной стойке клуба, отданного под съёмки, расположились одни из главных инструментов бригадира массовки — ручка и записные книжки с телефонами и именами актёров.

Барная стойка, она же рабочий стол
Барная стойка, она же — рабочий стол. Фото: АиФ / Елена Чумарная

«Массовка — душа кино»

Их, кстати, Дмитрий Стариков очень уважает и ценит. С сожалением отмечает: в российском кино массовке уделяют мало внимания. Из-за этого, по словам Дмитрия, на съёмки могут попасть случайные люди, безответственные, нетрезвые, неадекватные, неподходящие по типажу. Что, естественно, затормозит съёмочный процесс. Бригадир считает, что нужно не жалеть денег на массовиков и хороших организаторов, тогда и на заднем плане будет «происходить драма». «Массовка — это душа кино, это сама атмосфера фильма. Нет массовки — нет фильма. Это уже театр одного актёра. Не получится снять кино без массовки. Продюсеры часто этого не понимают и откладывают набор массовки на самый последний момент», — говорит Стариков. Ведь массовка — это прохожие, офисные сотрудники, полицейские и бандиты, бомжи и болельщики — все, кто наполняет пространство фильма. Они не должны быть случайными.

В голубом экране отражается то, что попадает в кадр
В голубом экране отражается то, что попадает в кадр. Фото: АиФ / Елена Чумарная

Кстати о кино: после перерыва на обед съёмки в полном разгаре. Актёры массовых сцен под руководством режиссёра уже в кадре.

Часто изображать танцующих людей актёрам приходится в полной тишине
Часто изображать танцующих людей актёрам приходится в полной тишине. Фото: АиФ / Елена Чумарная

«Техника не выдерживает, не то что люди»

Дмитрий не выпускает из рук телефон и часто уходит с площадки. За время съёмок бригадир успел решить вопросы с утверждением актёров на несколько других проектов, которые он курирует. Под его руководством утвердили двойников известных политических деятелей на исторический фильм. «Телефоны у меня уже на грани — и один, и второй. Техника не выдерживает, не то что люди!» — восклицает собеседник.

Тем временем смена (рабочий день съёмочной команды, в том числе и бригадира) подходит к концу. Актёрам массовых сцен выплатили гонорары, все расходятся. Дмитрий остаётся, чтобы обсудить с помощниками работу за сегодняшний день. Но и после этого не торопится отдыхать. «Дома буду заниматься своей базой, подбором актёров на будущее. Между делом, когда голова уже опухнет, посмотрю серию одного из моих любимых сериалов — «Бродчерч», например. На него я даже сам сделал трейлер», — отмечает Дмитрий Стариков.

Выходные в кино — роскошь. Если день свободен на одном проекте, то будет занят на другом. За три года Дмитрий ни разу не бывал в отпуске, а за прошедшее лето даже не загорел. Но по этому поводу бригадир не расстраивается. «В кино я, как рыба в воде. Несмотря на физическую усталость — 12 часов на ногах, моя душа отдыхает. Я получаю огромнейшее наслаждение от возможности прикоснуться к тому, что нравится», — резюмирует Дмитрий.

От вредной привычки, по словам Дмитрия Старикова, при его работе избавиться нет возможности
От вредной привычки, по словам Дмитрия Старикова, при его работе избавиться нет возможности. Фото: АиФ / Елена Чумарная

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах