Сетевой ресурс sostav.ru опубликовал статью, где приводит цитаты одного из руководителей известного американского рекламного агентства Leo Barnett Мика МакКейба о «закате эры digital». Основная мысль: Facebook теряет популярность у молодёжи, люди стараются отказываться от смартфонов и реже общаться в социальных сетях.
Вот несколько цитат из этого материала:
«Люди все чаще признаются, что страдают симптомами цифровой зависимости и это мешает спокойно жить, вызывает раздражение и проблемы в реальной жизни».
«Во время отпуска стали реже использовать интернет почти 40% респондентов, а 22,8 % сказали, что порой им кажется, что писать смс и комменты в соц.сетях для них стало проще, чем вживую говорить с человеком».
«Все это говорит о том, что повальный тренд на создание диджитал кампаний и продвижение в социальных сетях исчерпал себя. Бренды, которые действительно хотят быть HumanKind брендами, должны поддерживать желание людей общаться вживую, должны радовать их новым опытом, знаниями в реальной жизни, а не через экран монитора или смартфона. Количество людей, которые хотят пойти в ванную или в туалет без смартфона растет. Разве это не повод задуматься?», - заявил МакКейб».
«Мы отправились на Бали на 5 месяцев без айфонов, айпадов и всего прочего. Честно скажу, не все дошли до финала. Я был одним из тех, кто провел в полной изоляции 5 месяцев, в стране, где некоторые люди даже не знают, что такое QR-code».
Ну, что тут сказать, если не срываться в ехидство? А поводов для этого – море, точнее, и Яванское море, и Индийский океан, омывающие далёкий остров Бали, где любой, простите, дурак сможет пережить без планшета или смартфона.
Ничего удивительного, что люди «стали задумываться» о том, не стереть ли свой аккаунт. Заметьте, именно так был поставлен вопрос – не «удалить приложение», а «задуматься об этом».
Бывает, что вы чаще задумываетесь о том, что пора бы стать миллиардером и выиграть Формулу 1?
О мировом господстве?
О чём-нибудь уголовно наказуемом?
О том, чтобы уйти в отпуск на 3 месяца?
Бросить начальнику в лицо что-нибудь эдакое (и вербально, и физически)?
Стукнуть мужа сковородкой по голове?
Купить туфли за две тысячи евро?
Не в плане действия, а в плане вот так, чтобы от души подумать?
А? А?
И как, помогло? Или вы написали статус у себя в FB о «новом личном тренде на рынке автокоммуникаций» и десять ваших друзей «расшерили» его?
Не ходить со смартфоном в туалет – это, конечно, человеческий подвиг и безусловный тренд. Раньше был тренд ходить туда с книгами, потом – с журналами.
Кстати, а почему не говорят о том, что ходить в туалет – это тренд?
Что-что, вы утверждаете, что это физиологическая потребность? Но ведь у хомо сапиенс версии 21.0 есть и другая физиологическая потребность – постоянно подпитывать свой мозг информацией, как желудок - едой. 20-30 лет назад это ещё делали книги и газеты, но визуализация победила – и их заменили картинки. Сначала глянцевые, потом цифровые.
Визуализация – вот, на мой взгляд, тренд. Визуализация легче для восприятия, а лень – двигатель прогресса. На всём протяжении своего развития человечество демонстрирует один глобальный тренд – стремление к комфорту, уход от сложностей. А в цифру или в букву – это уже детали.
Да, общаться в живую – это тяжело. Это требует массы усилий, навыков, психологической эквилибристики. Мы ведь все такие разные, такие сложные, такие ранимые…
Комментарии в соцсетях или смски – общение облегчённое, лишённое эмоций, безопасное. Главный дискомфорт и сложность – попасть пальцем в нужную виртуальную кнопку. Не нравится собеседник, не надо напрягаться, чтобы переубедить его, отстоять свою точку зрения или развенчать его доводы. Можно просто стереть неугодные комментарии, а самого визави «забанить», заблокировать, удалить из друзей. И ничего за это не будет. Безнаказанность – вот главная беда всех соцсетей, где любое общение превращается в войну монологов или обмен открытыми письмами.
Представьте, что при обычном разговоре собеседник вдруг затыкает уши, зажмуривает глава, кричит «бе-бе-бе», вскакивает и убегает. Но именно такому общению учат нас социальные сети. Ещё бы потом не было сложно общаться в ситуациях, где «бе-бе-бе» не закричать!
Это только кажется, что в соцсетях (или смс-ках, не суть – речь об одностороннем общении) люди общаются смело. Ну, ничего же не будет, что ни прокричи в окно своего статуса! Неизбежность наказания, ответа за свои слова – она где-то там, в далёком и призрачном реальном мире. Но нет. По рукам, равно, как и по морде, за Интернет-откровения едва ли получишь. Только и смелости в этом нет, - одна трусость. А соцсети и сообщества в них только развивают и отшлифовывают формы трусости. Особенно плодовиты соцсетевые поля для сведения личных счётов.
Что, вы, мужчина, никак не решитесь сказать своей жене, что любовь прошла, а помидоры уж не те? Ставь лайк фразе вроде: «Порой человек сам не знает, чего хочет, потому что разум говорит одно, а сердце другое. Выбирать нужно не то, что разумно, а то, что хочешь искренне сам. Иначе через много лет пожалеешь, смотря на нелюбимую жену… нелюбимую работу… и жизнь в целом…»
Боишься сказать своему парню в лицо, что он изменяет? Лайкни какое-нибудь изречение типа «Хотите оставаться с людьми в хороших отношениях — не мешайте им врать». А лучше – «поделись» им. Пусть все знают, что ты знаешь.
Хочешь сообщить своей сопернице, что она никто и звать её никак? Жми «Мне нравится» и шерь «Одни из самых важных чувств в отношениях — доверие и взаимоуважение. Благодаря одной только страсти долго счастлив не будешь».
Хотите увидеть, скольких предали, бросили или обманули? Загляните в ссылку «понравилось 1289 пользователям» у статуса: «В жизни бывают минуты, когда в глазах нет слёз, а в сердце их целое море». И вы увидите лица тех, кому больно там, в реале.
Да Господь с вами, как вы можете жаловаться на то, что «люди разучились общаться вживую»?! Да один из столпов русской литературы – «Евгений Онегин» - вот уже 180 лет программирует нас на «общение в одну сторону». И не он единственный, конечно.
Не плохо и не хорошо то, что мы по самое не балуйся влезли в Интернет и растворились в соцсетях. Кто-то из великих сказал, что нам нужны свидетели нашей жизни. Сеть даёт тебе этих свидетелей – и это большой плюс. Одинокие люди чувствуют менее одинокими, заведя 200 друзей ВКонтакте или Одноклассниках. Ну, и славно. Отними у них компьютер, они опять станут просто одинокими. Они затем и пришли сюда, что в реальности они застенчивы и недостаточно востребованы. Пусть остаются, вам что, жалко?
А ещё психологи говорят, чтобы компенсировать одну обиду, человеку необходимо получить семь «поглаживаний». «Поглаживания» в соцсетях получить легче лёгкого, пусть они и «неискренние, как американская улыбка». Да это не важно. Человеку уже хорошо. Пусть даже «поглаживание» настигло его на унитазе.
Одинокие или нелюдимые люди были всегда. Просто раньше, когда не было соцсетей, мы знали о них из книжек и фильмов. А теперь виртуально столкнулись с ними воочию, зафрендили, разочаровались, расфрендили и стали говорить о каких-то трендах. Это как при Советском Союзе инвалиды сидели по домам, и казалось, что их нет, а про маньяков и террористах не писали СМИ, – и они тоже будто бы творили свои чёрные дела лишь на загнивающем Западе.
Мы хуже общаемся, стали мнительнее и в буквальном смысле стали читать между строк – да, это именно так! Скоро то, как люди могут вести беседу, сидя друг напротив друга, мы сможем увидеть разве что по телевизору.
А что вы хотели? Работа на «удалёнке» - это не тренд? Так современно, так экономно! Общение по «аське» и «электронке» - как же этому не перейти на ВСЁ общение, если наши друзья, как правило, коллеги по работе?
Сегодня я написала в письме одному из наших региональных редакторов «Спасибо» и поставила смайлик. И совершенно вменяемый и позитивный человек ответил мне: «Это, я так понимаю, ирония?»
Вот вам и тренд.
То, что популярность соцсетей падает, нормально. Это естественный процесс, ведь никто из нас понятия не имел, каков цикл жизни у этого явления. Ну, вот примерно такой.
В 1991 году у «Аргументов и Фактов» был тираж 33 миллиона экземпляров с хвостом. Мы вошли в Книгу рекордов Гиннеса. Это был пик. Потом интерес к прессе в России пошёл на убыль. Тиражи упали у всех. Сегодня «тиражи» падают у соцсетей. Мы наелись. Утратили чувство новизны. Узнали, что это такое, любопытство ушло, возникло пресыщение.
Полного отторжения ждать едва ли стоит, ведь не исчезло ни ТВ, ни радио, ни книги, ни кино-театры, несмотря на то, что на свет появился такой гипермонстр, как Интернет. Просто скоро возникнут новые формы, куда мы уйдём из реальной жизни. Всё равно уйдём, потому что человеку свойственно фантазировать, мечтать и примерять на себя чужие туфли и маски. Свято место пусто не бывает, а масса вытесненной воды всё равно равна массе погружённого в неё тела. И измеряться она будет всё равно в килограммах, а не в вольтах или метрах.
Тренды могут меняться, а люди – нет. Мой друг удалил свой аккаунт на Facebook’е. Сказал, что «хочет смотреть в лето». Но смотрит всё равно в свой айпад. Одни социальные сети сменились другими, обросли игрушками, книжками в айбукс и прочими интересными линками. Больше общаться живьём он не стал. А в преферанс и маджонг всё равно удобнее играть с компьютером, не сходя с дивана.
Журналист еженедельника «Аргументы и Факты» |
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции |