Напомним официальную версию событий. Когда 9 февраля 1904 г. началась русско-японская война, «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон). Блокированные вражеской эскадрой (6 крейсеров, 8 миноносцев), русские корабли пошли на прорыв, который не удался. Получив 11 попаданий, потеряв 33 членов экипажа убитыми и 97 ранеными, «Варяг» вернулся в порт. На совещании офицеров было решено: крейсер, ввиду того, что почти все его орудия главного калибра пришли в негодность, затопить, канонерскую лодку, почти не принимавшую участия в бою, взорвать, что и было сделано. Считается, что снаряды «Варяга» повредили или даже потопили несколько японских кораблей, так что бой закончился «в нашу пользу».
Последний парад
За прошедшие 100 лет, правда, накопилось немало сведений, уточняющих, а то и опровергающих каноническую версию. «АиФ» и постарался изложить их в доступной для читателя форме, обратив внимание на несколько обстоятельств. Например, на то, что, когда «Варяг» после русско-японской войны вернулся в Россию (японцы его подняли), все шестидюймовые орудия крейсера были в наличии и исправности. Значит, он был в состоянии продолжить столь неудачно начавшийся бой..
Со стрельбой из тех самых пушек получилось ещё хуже. Судя по всему, «Варяг» в японские корабли вообще ни разу не попал. По крайней мере именно так на запрос «АиФ» ответил тогдашний военный атташе посольства Японии в России капитан 1-го ранга Тэцуя Масуда. Он сослался на официальную японскую военно-морскую историю. Возможно, она была приукрашена, но о том же свидетельствовали рапорты английских военных советников, приставленных к японской эскадре...
Кстати | |
---|---|
До последнего времени настоящих предметов с «Варяга», за исключением личных вещей экипажа, в России не было. В 2009 г. между музеем г. Инчхон (Корея) и Россией было заключено соглашение об аренде ряда экспонатов. Среди них поднятые с крейсера в 1904 г. носовой флаг «Варяга», гильзы, снаряды, винтовки, а также альбом с фотографиями. Все они были переданы Центральному военно-морскому музею в Санкт-Петербурге. |
В общем, несовпадений набралось много. Рассказав о них, мы, сами того не желая, наступили значительной части российской общественности на больную мозоль. Что тут началось! «Надо бы дать авторам в морду, - писал на нашем сайте один защитник крейсера. - Даже если бы это была чистая правда, всё равно она на фиг не нужна. Для меня важен тот факт, что в школе я пел «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг» и был горд за свой народ». «Согласен, трудно отказываться от того, что с детства втолковывали, - отвечал сторонник нашей версии событий. - Но правда - она такая, часто горькая и неприятная».
Тут уж мы не выдержали и ответили цитатой из британского справочника по боевым кораблям мира начала ХХ в. Там было сказано, что первый из упомянутых кораблей разобрали на металлолом в 1947 г., а последний был потоплен немецким миноносцем в ходе Первой мировой войны. Письма приходить перестали, зато пришёл судебный иск.
Фото на фоне моря
После майских праздников 2004-го автору этих строк позвонили из Басманной межрайонной прокуратуры Москвы и вежливо попросили зайти на предмет дачи объяснений по материалу о «Варяге». Оказывается, он оскорбил патриотические чувства некоего г-на Наумова Г. И. из Тульской обл. Следствие велось долго и нудно. Его закрывали и снова открывали, назначили лингвистическую экспертизу «для выяснения вопроса о содержании в опубликованной статье суждений, носящих оскорбительный и унижающий челдостоинство (так в тексте постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. - Ред.) характер». В итоге факта оскорбления «челдостоинства» истца найдено не было, а следователь, ведший дело, стал очень прилично разбираться в военно-морской стратегии начала ХХ в. На прощание он сказал мне, что теперь читает литературу по русско-японской войне не для дела, а для себя, и по-дружески посоветовал: «Хоть дело и не получило хода, вы бы всё-таки извинились. Так, на всякий случай».
При первой возможности мы извинились, причём не словом, а делом. Но тут необходимо одно историческое отступление.
Через несколько лет после возвращения в состав русского императорского флота «Варяг» отправили на ремонт в Англию. После Октябрьской революции крейсер продал Англии военно-морской атташе в Лондоне контр-адмирал Волков, а деньги пустил на финансирование белого движения. Англичане, в свою очередь, продали крейсер на слом, но в 1920 г. при буксировке посадили на камни у побережья Шотландии. В 2003-м российская экспедиция нашла на дне то, что осталось от «Варяга», а в 2007-м компания «Метрополь» поставила на шотландском побережье памятник крейсеру. На его открытие пришёл местный житель Дэвид Фишер и принёс фотоальбом, найденный в заброшенном доме в соседней деревне. На двух фотографиях, датированных 1920 г., был русский крейсер. Когда Фишер, повернувшись спиной к холодному ветру с Ирландского моря, открыл альбом, я нажал на спуск своей камеры. Так «АиФ» стал первой газетой, опубликовавшей последнюю фотографию «Варяга».
-
В 2013 году еженедельнику «Аргументы и факты» исполняется 35 лет!
-
Эдуард Тополь предсказал изгнание Березовского еще в 1998 году