Только в России (а конкретно - в Петербурге) магазин навигаторов могут назвать «Иван Сусанин»! А как вам пограничный корабль ледокольного класса «Иван Сусанин» из Камчатской флотилии?
А ещё в Костроме работает санаторий имени Сусанина. Предусмотрен и курс грязелечения - видимо, в память об утопленных им в болоте поляках. Улицы Сусанина есть в Москве, Петрозаводске, Калининграде и, понятно, в Костроме. Сусанину были посвящены аж две оперы - всем известная Михаила Глинки и ныне почти забытая «Иван Сусанин» композитора Катерино Кавоса (либретто Александра Шаховского).
Бонус от царя
Русские цари очень любили Сусанина: по официальной версии, он был идеальным вассалом, без колебаний пожертвовавшим жизнью за своего сюзерена. Недаром именно такое название - «Жизнь за царя» - Николай I изволил присвоить опере Глинки. А вот причина, по которой Сусанин стал истинно народным героем, менее очевидна. Но об этом позже. А то, что он им стал, - святая правда!
Крестьянские сказы о Сусанине фольклористы собирали по деревням ещё в XIX в., то есть через 200 лет после событий Смутного времени. А взять наши дни: Сусанин превратился в героя анекдотов, что, кроме всяких шуток, говорит о самой настоящей народной любви! Столь же преданно у нас смеются только над Штирлицем и Чапаевым, о которых благодаря фильмам Татьяны Лиозновой и братьев Васильевых народ знает не в пример больше. Кстати, а что об Иване Сусанине известно доподлинно?
Не так много, но и не так мало. На этот счёт существует прекрасный документ XVII в., составленный на высшем государственном уровне. Вскоре после того, как власть спасённого Сусаниным Михаила Романова окрепла, муж сусанинской дочери, некто Богдан Собинин, предъявил монарху счёт к оплате.
Ответом стала жалованная грамота царя, по которой село Домнино Костромского уезда отдавалось тому самому Богдану «За службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Феодорович всея Русии в прошлом 7121 (1613. - Ред.) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд Польские и Литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры Литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него, где в те поры Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Феодорович всея Русии были». К селу прилагался бонус в виде полного освобождения от налогов: «Наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни в какие подати имати с них не велели... и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно».
Казаки-разбойники
И ни слова о том, из-за чего до сих пор про Сусанина травят анекдоты, - про героически утопленных в болоте шляхтичей. Чем же это молчание объясняется? Кстати, современные польские историки напрочь отметают вероятность того, что в марте-апреле 1613 г. в районе Костромы действовали какие-либо королевские войска. Почему?
Вооружённым отрядом, явившимся весной 1613 г. в Домнино, вполне возможно, были вовсе не поляки, а казаки с берегов Дона, Днепра, Яика или Терека. Со времён Лжедмитрия I они поддерживали в русской Смуте то одних, то других (включая поляков), а попутно грабили местное население.
Что бывает, когда такие казаки-разбойники приходят в деревню, можно увидеть в советской комедии «Свадьба в Малиновке». Лихие ребята ловят гусей да поросей, крестьяне прячут девок и всё самое ценное. Вот такую банду, по всей вероятности, и увёл на болото Иван Сусанин, героический староста села Домнино, вотчины матушки молодого царя. По крайней мере, за это его помнили мужики и бабы в русских деревнях. А то, что был он каким-никаким, а представителем власти (в сказах позапрошлого века его вообще называли бурмистром - термином, которого в Смуту на Руси не было), символизировало вековую несбыточную мечту народа о справедливом начальстве. Неслучайно вполне реальные Минин и Пожарский, воевавшие под стенами Москвы за отвлечённые державные идеалы, в фольклор не попали. А полумифический Сусанин попал.
Идентификация Ивана
Впрочем, почему полумифический? В Костромской области в начале 2000-х начали целенаправленно искать могилу Сусанина. Хотя, казалось бы, если он утонул в болоте, то какая могила? Но ведь нашли - в соседнем с Домнино селе Исупово. Даже положительное заключение МВД имеется: «Проведённое медико-криминалистическое исследование каких-либо признаков, исключающих принадлежность костных останков из реликвария 13А некрополя «Исупово» Ивану Осиповичу Сусанину, не обнаружило». А на нет и суда нет! Даже реконструкцию лица сделали - получился вполне симпатичный дядечка лет 50, слегка похожий на Ленина.
«Повреждения, - писал эксперт, - не имеющие признаков заживления, указывают на насильственную смерть и вполне соответствуют обстоятельствам мученической кончины Ивана Сусанина. Признаки внешности мужчины из реликвария 13А некрополя «Исупово» присутствуют в облике достоверно известных потомков Ивана Сусанина в 8-15-м поколениях».
Так что вот он, народный герой! Хоть сейчас под стекло в музее выставляй и экскурсантов води. «Туристическим группам из Польши, - как сказано в самом смешном анекдоте сусанинского цикла, - скидка».