Примерное время чтения: 6 минут
1150

Помощь следствию: в РФ разрешили вести «ускоренные» расследования

Президент Владимир Путин подписал закон, вносящий изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Теперь может быть сокращен срок дознания, следствия и судебного рассмотрения дела. Кроме того, необязательным станет привлечение понятых – достаточно будет «технического свидетеля»: видеокамеры. Правда, следователь в некоторых случаях сможет обойтись и без этого «наблюдателя».

Предполагается, что подобное упрощение будет применяться при расследовании дел «не представляющих правовой и фактической сложности», в тех случаях, когда причастность подозреваемого к преступлению не вызывает сомнения, а он сам не отрицает свою вину и согласен с «сокращенным судопроизводством». Мнения  юристов разделились: одни адвокаты уверены, что благодаря поправкам «выиграют» жертвы преступлений, другие настаивают на том, что доказать свою невиновность в суде станет еще сложнее.

«ЗА»

«Ни одна норма не содержит гарантий от злоупотреблений. Я полагаю, что возможности нашего предварительного расследования надо как-то сужать. По прежнему у нас судебное разбирательство – это какой-то довесок к предварительному расследованию, которое иногда у нас длится многие месяцы, а порой и годы. Когда появится необходимость продлить сроки – их можно продлить, а предварительное расследование надо уплотнить», - считает президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник, подчеркнув, что 60% дел уже рассматриваются в особом порядке.

 

Обсуждая правоохранительную и судебную систему, общество забывает о потерпевших, уверен адвокат, член общественного совета при Министерстве юстиции РФ Рубен Маркарьян. «Зачастую специально следователь «заволокичивает» дело по нетяжким преступлениям и к моменту приговора истекает срок давности. В итоге человек остается безнаказанным, потому что срок давности привлечения к ответственности прошел. А как потерпевшему в этой ситуации?» - отмечает адвокат.

При сокращении сроков возникает вопрос насчет качества: не навредит ли спешка делу. Но это, по мнению Маркарьяна, зависит не от сроков расследования: напротив, следователь порой злоупотребляет «продлением» уголовного дела. При этом адвокат отмечает, что «сложных» уголовных дел изменения касаться не будут.

«Некоторые мои коллеги выступают против применения технических средств и избавления от этого анахронизма – понятые. <…> Если понятые – нормальные граждане, то ты потом их можешь допросить и узнать, как и что было. Но сейчас практика такова, что их присутствие только усложняет дело.  В моей практике неоднократно встречались случаи, когда понятые в момент проставления подписи уже были несколько месяцев как мертвы. Следователь, который составлял протокол, никого не привлекал: просто вписал тех понятых, которые однажды у него были. Вписал в надежде, что потом никто понятых на допрос вызывать не будет» , - уверен Маркарьян.

Адвокат отметил, что зачастую понятыми выступают курсанты вузов МВД, которые выступают на стороне следствия. Видеокамера, уверен Маркарьян, не может быть ангажирована работниками правоохранительных органов, а вот понятые у дознавателей часто «свои».

«ПРОТИВ»

Некоторые адвокаты предполагают, что подобный закон – возвращение советской практики, когда на ускоренное дознание уходило десять дней. Сейчас на дознание предлагают выделить 15. Однако этого, по мнению члена межрегиональной коллегии адвокатов «Закон и человек», адвоката Владимира Голубева недостаточно, чтобы прийти к обоснованным выводам о виновности или невиновности человека.

«Конечно, защита прав потерпевших, своевременное наказание виновных – это прекрасно. Главное, чтобы были гарантии, что следствие будет полным и объективным. К сожалению, сейчас таких гарантий нет», - отмечает адвокат.

Сейчас существует практика, когда подозреваемый просит рассмотреть дело в особом порядке – без исследования доказательств следствия. Как правило, правоохранители прибегают к такой схеме, когда на самом деле фактов против подозреваемого нет, а им удалось ввести фигуранта уголовного дела в заблуждение, рассуждает Голубев. Если человек подписывает признательные показания и соглашается на «особый порядок», который дает «скидку» на срок, то следователь не старается зафиксировать все доказательства. Однако судьи, по данным адвоката, часто закрывают глаза на нарушения следователей и не привлекают их к ответственности за фальсификацию.

Юристы опасаются, что «упрощение» дознания может помочь следователям фальсифицировать материалы дела. «Я считаю, что понятые необходимы. Технические средства при всем своем совершенстве таковы, что они не устраняют опасность фальсификации», - отмечает Генри Резник.

В суде от «сокращенного» порядка расследования, конечно, можно отказаться, но если следствие велось в течение 15 дней, то у правоохранительных органов может просто не оказаться материалов, которые в принципе могли бы помочь суду. «Если сейчас упрощенную процедуру вводят на досудебном этапе, то получается, что на суде судье будет не по чему выносить решение», - отметил Голубев.

Закон, подписанный президентом, обеспечивает подозреваемому адвоката при сокращенном расследовании. Однако государственный адвокат, по мнению Голубева, не заинтересован в том, чтобы активно спорить со следствием и доказывать правоту своего подзащитного. Таким образом, «жертвами» нового закона могут стать самые малообразованные и небогатые граждане, попавшие в поле зрения правоохранительных органов. 

«Доказать невиновность человека по уголовному делу крайне сложно, даже когда все понимают, что он невиновен – крайне сложно. Теперь это будет еще сложнее», - резюмирует юрист.

Отметим, в мировом индексе правосудия, составляемом американской НКО The World Justice Project, Россия занимает 92-е место из 97 стран, где проводилось исследование.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах