Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и соцдвижений
В России отсутствует внятная транспортная политика. Минтранс написал кучу стратегий, но все они так и остались на бумаге. Почему? Да просто транспорт у нас не рассматривается как кровеносная система экономики, обеспечивающая перемещение товаров и рабочей силы.
У нас и бизнесмены, и государство требуют от транспорта обеспечения максимальной рентабельности. Вот перевозчики и стараются: сокращают нерентабельные маршруты, устанавливают высокие цены на перевозки. Именно поэтому у нас такая неразвитость внутреннего рынка и рынка труда. Именно поэтому экономический рост в Москве и ещё нескольких крупных городах не идёт активно дальше, в регионы.
В мире совершенно другой подход. Если бы Рузвельт думал о прибыли, создавая американскую сеть дорог, США никогда бы её не получили. Но нет, государство просто выделило деньги на строительство, а прибыли появились позже и в экономике в целом. Другой пример - Китай, за несколько лет создавший превосходную сеть высокоскоростных железных дорог. Есть и плохие примеры, которые мы, вероятно, хотим повторить. В Аргентине несколько лет назад из-за нерентабельности закрыли большинство станций в стране, и народ просто перестал ездить. Это решение срочно отменили и едва вернули пассажиропоток.
РЖД, на мой взгляд, вообще не нужно было превращать в акционерное общество, а оставить государству. Тогда оно не стало бы делить деятельность на прибыльную и неприбыльную и закрывать последнюю. Такой подход кажется очень странным. Ну взяли бы тогда и закрыли бухгалтерию или отдел кадров! Ведь денег-то компании они по факту тоже не приносят!