Примерное время чтения: 7 минут
556

Вячеслав Костиков: Как не стать «перерожденцем»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. Эх, прокачу! 13/02/2013
Коллаж Андрея Дорофеева

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провёл интересный эксперимент: на своём сайте в Интернете он предложил россиянам замерить градус их патриотизма. И (что ещё интереснее) сравнить уровень своего личного патриотизма с общероссийским патриотическим накалом.

Сыграв в эту социологиче­скую рулетку, с удивлением обнаружил, что я больше не патриот. Хуже того: мой уровень патриотизма достиг всего 38% от общенационального. Я, понятно, испугался: не «перерожденец» ли я? Но, слава богу (как говорит В. Путин), у нас не 37-й год.

Согласно толковому словарю Ушакова, изданному в разгар сталинских репрессий, «перерожденец» - презрительное именование человека, переродившегося под влиянием буржуазной среды, оторвавшегося от масс и идейно ставшего на сторону врагов социалистиче­ского строительства. В своей речи на VIII съезде Советов в ноябре 1936 г. ближайший соратник Сталина В. Молотов клеймил перерожденцев такими словами: «Нам понятны злоба и беспринципность этих на всё готовых буржуазных перерожденцев, ненавидящих нашу партию и всех честных строителей социализма с яростью, достойной ренегатов». Красиво сказано!

Дубинка «патриота»

В нынешние времена понятие «буржуазный перерожденец» вызывает крайне странные ощущения. Ведь после развала СССР в 1991 г., отказа от социалистиче­ской модели развития и возвращения на рельсы капитализма мы все в какой-то мере стали «перерожденцами». Не только власть и чиновничество, но и широкие народные слои с большим удовольствием вкушают плоды «буржуазного загнивания». И, судя по результатам социологических исследований, вовсе не хотели бы вернуться в советское прошлое. Нынешнюю «прогнившую власть» костерят, как могут. А к прошлой - чистой и справедливой - возвращаться не хотят.

На этом противоречивом фоне и разгорается дискуссия по поводу того, что такое патриотизм и кто у нас патриот, а кто перерожденец. Власть подвергается жёсткой критике за некомпетентность, воровство и неспособность пресечь коррупцию. Обороняясь, она хватается за патриотическую дубинку. Но бьёт по голове чаще всего не тех, кто общипал олимпийский стадион, украл дорогу, детский сад или больницу. Не тех, кто обобрал пенсионеров и вздул тарифы на ЖКХ, а тех, кто «непатриотично» поведал об этом в прессе, в Интернете или рассказал иностранному послу.

Охраняя свои границы, власть либо пытается вернуть устаревшие, «шапкозакидательные» параметры русского патриотизма, либо создаёт новые (удобные для неё) контуры. А между тем история свидетельст­вует о том, что патриотическое шапкозакидательство, выпячивание особости и противопо­ставление русских европейцам приводили Россию и к отставанию, и к военным катастрофам. Самый яркий пример - проигранная война с Японией 1905-1909 гг. и сдача Порт-Артура. А ведь сколько было в Санкт-Петербурге и в Москве криков о том, как мы «сбросим япошек в море»! И вот что интересно и даже назидательно: приговорённый к расстрелу за некомпетентность, враньё и воровство барон А. Стессель уже через год был помилован императором Николаем II.

Шапкозакидательство и ликвидация не согласных с «патриотической линией» и в дальнейшем приводили к трагическим последствиям для страны и народа. Вспомним, как под лозунги о «непобедимости» и «войне на чужой территории», под бравурные песни о том, что «Красная армия всех сильней», СССР на поверку оказался плохо подготовленным к войне с Германией, а советским войскам пришлось отступать до самой Волги, до Сталинграда. А как ярко звучало:

«Мы раздуваем пожар мировой,

Церковь и тюрьмы сравняем

с землёй.

Ведь от тайги до британских морей

Красная армия всех сильней».

Опять двойка…

В советские времена существовала особая порода патриотических соловьёв. Были «соловьи Генерального штаба», прославлявшие афганскую войну. Были партийные соловьи, рассказывавшие народу о скором пришествии коммунизма. Громко пели щеглы комсомола, звавшие осваивать ныне запустевшую целину. А у каждого Генерального секретаря ЦК КПСС была своя прикормленная птаха. Сегодня с телеэкранов снова несутся знакомые трели.

Зазвучали и персональные соловьи. И у каждого на устах патриотический елей. Только слушать их как-то не очень…

Кто бы возражал против патриотизма. Но нельзя допустить, чтобы Россию затопил сермяжный, местечковый патриотизм. Патриотизм интеллектуального захолустья. Или бравурный патриотизм в исполнении ложечников из III Охранного отделения Его Императорского Величества канцелярии. Ведь на дворе, кажется, XXI век. И хочется, чтобы патриотизм был от нового века.

Мне хочется быть патриотом. Я вырос, живу и работаю в России. В России живут и учатся мои внуки. Так почему на экзамене Фонда «Общественное мнение» я получил двойку по патриотизму? Не потому ли, что сам экзамен проводился по понятиям XIX века? О чём спрашивали экзаменующихся? Спрашивали о том, хотели бы они избежать службы в армии, знают ли текст гимна, любят ли родную природу, ходят ли на выборы, хотели бы жить и работать за границей и предпочитают ли читать Шекс­пира вместо Пушкина. И наконец: «Может ли быть патриотом человек, критикующий власть?» Оказалось, что на многие вопросы я ответил «неправильно».

*   *   *

Конечно, и русские берёзки, и родная армия, и любовь к «Единой России», и желание провести лучшие годы в какой-нибудь приволжской деревеньке, и знание гимна - всё это может быть частью патриотического оснащения. Но хотелось бы, чтобы кроме приправы из берёзового сока и клюквы в основном блюде фигурировали и другие - более современные ингредиенты. Те, которые привнесены глобализацией и новыми представлениями об уровне развития общества, правах человека, социальной справедливости. Не хотелось бы, чтобы, говоря о правах женщин, мы, скрывая действительное положение женщин в России, без конца умилялись стихами Некрасова. Дескать, наша русская баба и «коня на скаку остановит», и «в горящую избу войдёт». Как правильно написал по этому поводу поэт Наум Коржавин:

 

«Ей жить бы хотелось иначе,

Носить драгоценный наряд…

Но кони - всё скачут и скачут.

А избы - горят и горят».

России нужен другой экзамен на патриотизм. И другие оценки.

Ваше мнение

Лично вы считаете себя патриотом?

Отправьте на номер 2151 SMS следующего содержания: «Аиф пробел число»

Да — Аиф 21

Зависит от обстоятельств — Аиф 22

Раньше считал, а сейчас нет — Аиф 23

Нет — Аиф 24

SMS платные. Средняя стоимость SMS 3,5 руб. (Подробнее здесь)

Сообщения принимаются до 12.00 18 февраля.

 

 
Вячеслав Костиков

директор аналитического центра

«Аргументы и Факты»

 

 
Оцените материал
Оставить комментарий (1735)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах