В Новой Зеландии, где, как известно из рекламных роликов, жизнь нетороплива и размеренна, очевидно, крайне не хватает политических и иных общественных страстей.
Не хватает настолько, что заскучавшие местные жители находят врагов там, где этого можно ожидать менее всего.
Новозеландский экономист Гарет Морган посчитал, что главной угрозой будущему страны являются… домашние кошки.
Кошки как враги природы
Морган и примкнувшие к нему единомышленники создали движение под названием Cats to Go, целью которого объявлено избавление Новой Зеландии от кошек.
Чем же провинились перед Морганом киски? По мнению, экономиста, кошки являются чрезвычайно эффективными охотниками, что ставит под угрозу многообразие видов птиц Новой Зеландии. По данным Моргана, коты уничтожили девять уникальных новозеландских видов птиц, а еще 33 поставили на грань исчезновения.
Следует отметить, что в самой Новой Зеландии далеко не все согласны с позицией Моргана. Глава местной организации защиты животных Боб Керридж поставил под сомнение цифры, приводимые экономистом. По его данным, больше половины кошек в стране вовсе никогда не охотились, и не убивали какую бы то ни было живность.
Слуги дьявола
Надо сказать, что за многие тысячелетия совместного проживания с человеком кошки познали в полной мере и любовь, и ненависть. Люди то обожествляли их, как это было в Древнем Египте, то объявляли их врагами рода человеческого.
В период Средневековья в Европе отцы церкви стали приписывать кошкам ни много ни мало прислуживание самому Сатане. Злые козни виделись и в ночном образе жизни котов, и в их любовных серенадах. А, возможно, в основе всего лежит и вовсе какой-то бытовой случай. Не исключено, что некоего кардинала однажды от души поцарапал обитавший в его дворце котяра, а сановное лицо решило свести счеты со всем кошачьим племенем.
Как бы то ни было, невежество и религиозный психоз привели к гибели сотен тысяч, если не миллионов ни в чем неповинных животных, которые умирали в чудовищных мучениях.
Расплата за жестокость и глупость была сурова. Расплодившееся безнаказанно крысиное племя спровоцировало эпидемию чумы, выкосившую до трети населения Европы.
Воробьиный геноцид
Однако история учит только тому, что ничему не учит. Периодически в той или иной части света начинается охота на животных, которые объявляются носителями некоей «страшной угрозы». Как правило, выясняется, что «борьба с угрозой» становится еще более губительной.
В XX веке примером этому стала кампания против воробьев, развернувшаяся в Китае в период Большого скачка. С легкой руки председателя Мао была объявлена тотальная борьба с сельскохозяйственными вредителями, уничтожающими урожай – крыс, комаров, мух и воробьев.
Более всего не поздоровилось воробьям, которых уничтожали в промышленных масштабах. За год такого террора было истреблено до двух миллиардов птиц.
Урожай действительно улучшился на один год, после чего гусеницы и саранча стали сметать посадки на уровне побегов. Итогом стал массовый голод в стране и необходимость завоза воробьев из-за рубежа.
За ошибки людей платят животные
Кампании по массовому уничтожению птиц и животных происходят и в настоящее время. В 2010 году в Барселоне был объявлен конкурс на истребление 65 тысяч голубей, которые, по мнению местного Минздрава, являются распространителями инфекций и наносят вред архитектурным постройкам. Правда, кандидатам в «киллеры» ставилось условие – уничтожение должно быть безболезненным и не вызывать стресса у других животных.
В России в последние пару лет набрало силу неформальное движение догхантеров, поставивших своей целью физическое истребление городских бродячих собак, которые, по мнению активистов, мешают безопасному существованию людей.
Догхантеры в качестве методов используют отстрел и массовые отравления собак. Правда, пока этой «благородной деятельности», слава Богу, далеко до масштабов не только китайских, но и каталонских товарищей.
Исторический опыт показывает, что, как правило, в тех или иных проблемах, в которых люди обвиняют животных, виноваты сами двуногие. Только людям всегда проще переложить свою вину на бессловесных созданий, которые вынуждены платить за человеческую глупость.