Примерное время чтения: 7 минут
3905

Национальные «фокусы»: какие народы жили в Москве 100 лет назад и чем занимались?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. Суперномер: 207 ответов на ваши вопросы 28/11/2012 Сюжет Экскурсии по Москве
Москва 19 века.
Москва 19 века. www.russianlook.com

Сто лет назад в Москве произошёл курьёзный случай - Городская управа неделю решала, где похоронить... японского фокусника. В городе, 95% населения которого были православными, а остальные 5% принадлежали к мусульманам, католикам и иудеям, ни одно из конфессиональных кладбищ не соглашалось дать последний приют язычнику, каковым считался в России японец-синтоист.

Три жены дворника

«И всё же посмертные мытарства японского фокусника Литтон-Фа закончились благополучно, - рассказал «АиФ» историк, автор нескольких книг о Москве Андрей Кокорев. - В Управе вспомнили, что за полгода до этого для захоронения язычников за мусульманской частью Даниловского кладбища специально отвели некий «бугор». На нём хоронили китайцев, которые, как и японцы, считались в Москве экзотикой.

Китайцы, как правило, зарабатывали на жизнь, показывая на улицах фокусы или занимаясь мелкой торговлей. Во времена НЭПа китайская диаспора становится более заметной - в изобилии открываются китайские прачечные. Правда, и милиции китайцы доставляли всё более сильную головную боль, поскольку являлись содержателями множества подпольных опиумокурилен.

Москва уже к концу XIX века была городом-миллионником, а с пригородами в ней насчитывалось около 1,5 млн жителей. Согласно переписи населения 1897 г., 95% жителей составляли русские, украинцы - 0,4%, татары - 0,4%, армяне - 0,2%, евреи - 0,5%, немцы - 1,7%. Остальные 2% - другие народы.

Татар в Москве с радостью брали на должность дворника, поскольку мусульманская религия запрещает употреблять алкоголь. Они проживали в районе Трубной площади трудовыми коллективами со своей чёткой дисциплиной. В случае нарушения правил в первый раз провинившегося били, на второй раз выгоняли из коллектива, а это означало потерю работы. Сохранились воспоминания моск­вичей о дворниках-татарах, у которых было по несколько жён. Как обыкновенный дворник мог прокормить нескольких жён и множество детей? До революции эта профессия была хорошо оплачиваемой. Став дворником, человек автоматически начинал служить и в полиции. Дворники были ушами и глазами околоточных надзирателей, а также непосредственными помощниками городовых. Если городовой подавал сигнал свистком, то все дворники, находившиеся поблизости, должны были сбегаться и помогать вязать преступника, разнимать драку и т. д.

Часто хозяин дома, у которого работал дворник, поручал ему собирать с жильцов квартплату и следить, чтобы не образовывались долги. Ещё все московские дворы ближе к ночи запирались. Подгулявшим жильцам, чтобы попасть домой, приходилось поощрять дворников. Если двор был большой, то здесь служили старший дворник и его помощники.

Армянский вексель

Татары также работали конюхами, ухаживали за лошадьми. Занимались они и торговлей - ходили по домам с мешками, предлагая ткани. Но самой характерной фигурой для Москвы были бродившие по дворам старьёвщики, кричавшие: «Халат-халат!» или «Шурум-бурум, старьё покупаем!» Круговорот одежды в городе был большим - когда определённая категория людей проигрывалась или пропивала всё в пух и прах, они обращались к старьёвщику, продавали свою одежду, получая взамен какие-нибудь лохмотья, а на разницу снова шли в кабак.

Картина М.Добужинского Татарин, 1909 г
Картина М.Добужинского «Татарин», 1909 г. Фото: репродукция

Если говорить о татарах, армянах и грузинах, то по сей день в московской топонимике сохранились Татарская улица, Большая и Малая Грузинские улицы, Армянский переулок. Они говорят о том, где несколько веков назад в Москве расселялись по национальному признаку. Правда, уже в XIX веке от национальных поселений ушли. А вот национальные кладбища оставались. Например, армянское находится напротив знаменитого Ваганьковского кладбища. основано оно по прошению одного из представителей знаменитой в России фамилии Лазаревых - Минаса Лазарева, который владел несколькими заводами и являлся одним из крупнейших землевладельцев в России. А Ананьевский переулок назван в честь известного армянского банкира Ивана Ананова, чей дворец под Санкт-Петербургом называли Российским Версалем. А вот имя автора «армянского векселя», ставшего анекдотом, история не сохранила. Известно только, что он взял на продажу ткань у московского купца Барышникова, оставив взамен вексель, написанный по-армянски. Не получив вовремя деньги, Барышников обратился в Коммерческий суд. Во время заседания купец узнал от переводчика содержание документа: «Когда хочу, тогда плачу, а кисея твоя г…но». Даже судейские, не говоря о публике в зале, хохотали, как сумасшедшие.

Картина неизвестного художника Улица Варварка в 1830-е - 1840-е г
Картина неизвестного художника «Улица Варварка в 1830-е - 1840-е г». Фото: репродукция

Среди богатейших людей Москвы были представители такой редкой народности, как караимы, чья история восходит к хазарам. В XIX веке по всей России насчитывалось всего 12 тыс. караимов, из них 12 - миллионеры (по одному на тысячу человек). В Москве это были купцы Авраам Капон и Самуил Габай. Сначала они занялись торговлей табаком и другими курительными изделиями, а затем, в 1856 г., открыли фабрику. Фабрика существует до сих пор - теперь это знакомая всем «Ява».

Немецкий хор

До 1914 г. среди иностранных колоний немецкая была самой многочисленной - свыше 20 тысяч человек. На бульварах с детьми гуляли немки-бонны. В каждой московской аптеке говорили по-немецки. Заслуженной славой лучших заведений города пользовались рестораны и гостиницы «Альпийская роза», «Савой», «Билло», «Вельде». Традицию под Новый год ставить и украшать в домах ёлки москвичи переняли именно от немцев. До появления бессмертной «В лесу родилась ёлочка» русская интеллигенция пела немецкие рождественские песни. Одним из главных развлекательных центров Москвы был Немецкий клуб, пока из-за войны его не переименовали в Славянский и не исключили из состава его членов всех немцев.

После революции Москва становится столицей первого в истории государства рабочих и крестьян. К 1926 г. население города удваивается, превысив 2 млн человек. Графу «религиозная конфессия» в советских паспортах заменяет графа «национальность». И уже в наше время, в 1990-х гг., принимается решение «пятую графу» (о национальности) из паспорта убрать. И всё это за каких-то 100 лет…»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах