Примерное время чтения: 7 минут
1659

На Ходынском поле режут гордость отечественной авиации

Родина российской авиации

Бывший Центральный аэродром имени Михаила Фрунзе, располагавшийся ранее на Ходынском поле, – место в истории российской авиации более чем значимое. Основан он был ещё в июне 1910 года, причём если земли передало военное ведомство, то само строительство аэродрома велось на пожертвования энтузиастов авиации.

В 1922 году именно отсюда начались первые международные авиарейсы в истории страны по маршруту Москва – Берлин. В 1923-м отсюда же начали свою историю внутренние пассажирские рейсы по маршруту Москва – Нижний Новгород.  С этого аэродрома поднимались в воздух легендарные Пётр Нестеров, Сергей Уточкин и Валерий Чкалов. Именно здесь, испытывая истребитель И-180, Чкалов погиб.

Здесь базировался опытный аэродром ВВС, здесь же возник первый в стране полноценный аэропорт, именно потому так и называется близлежащая станция московского метро.

В течение десятилетий на Центральном аэродроме испытывалась гражданская и военная авиатехника, строившаяся на расположенных в этом же районе Москвы авиазаводах. Здесь получили путёвку в жизнь такие знаковые для нашей авиации машины, как транспортник Ил-76 и пассажирский аэробус Ил-86.

 

Военно-транспортный самолёт ИЛ-76 Военно-транспортный самолёт ИЛ-76. Фото Руслана Кривобока, РИА Новости

Конечно, с годами возможности аэродрома снижались. Город рос, и эксплуатация взлётно-посадочных полос становилась небезопасной.

Тем не менее окончательно аэродром был закрыт относительно недавно – в 2003 году, когда отсюда улетел проданный ВМС Индии противолодочный Ил-38.

Музей-призрак

Задолго до окончательного закрытия аэродрома был поднят вопрос о создании на его базе музея авиации. Ещё в 1989 году маршал авиации Александр Силантьев, будучи  председателем Комитета ветеранов войны, сумел убедить Минобороны в необходимости создания музея на Ходынке.

Первые экспонаты стали появляться на Ходынском поле в 1991 году. Причём все они прибывали своим ходом. Это были полностью исправные машины. История многих из них была уникальной. Например, Ил-14 был передан музею не кем иным, как… Джохаром Дудаевым. На тот момент будущий глава мятежной Чечни был ещё «просто» командиром 326-й тяжёлобомбардировочной Тернопольской авиадивизии. Утверждают даже, что в числе экспонатов был и тот самый Су-15, что сбил в сентябре 1983 года южнокорейский «Боинг» над Татарским проливом.

Но СССР распался, всем было не до музея. Впрочем, технику удалось сохранить усилиями отставных военных и энтузиастов, несмотря на непонятный статус площадки.

Формально, это был музей (за вход к экспонатам даже брали деньги), но кому он принадлежал, было не очень понятно. То есть музей, не имея крыши над головой, как бы действовал, но у кого на балансе находится техника, было неясно. Бывший директор музея полковник Александр Бобровников рассказывал, что документов о передаче самолётов от Минобороны не сохранилось. В Московском военном округе нашли документ о том, что за эту технику отвечает Управление вооружением ВВС России. Однако в военном ведомстве уверяли, что вся техника давно списана.

Чисто российское убийство

Техника зависла в воздухе, и интерес к её судьбе проявляли только любители авиации и ветераны-лётчики. Ну и, конечно, мародёры и бомжи. Благодаря последним, один из экспонатов просто сгорел – бродяги развели в нём костёр.

Техника, между тем, не молодела, ей уже требовался дорогостоящий ремонт.

В 2002 году Министерство обороны передало земли Ходынки московскому правительству под застройку в обмен на часть квартир в построенных домах.

Одновременно с этим появилась и надежда на спасение самолётов, ведь правительство Москвы приняло проект строительства на Ходынке Национального музея авиации и космонавтики. В нём планировали разместить спутники, ракеты, двигатели и другие достижения авиационной и космической промышленности страны. Всё это великолепие дополнялось торгово-выставочным центром и гостиничным комплексом.

Но проект так и остался проектом. Всё уперлось в то, что 27 гектаров территории Ходынки остались в руках военного ведомства. Тех самых гектаров, где и планировался музей. Сначала это объясняли срочными испытаниями авиатехники, хотя как и что можно испытывать над новостройками, оставалось непонятным. Затем в 2005 году территория понадобилась для стоянки ЗИСов, на которых 9 Мая на юбилейном параде по Красной площади проехали ветераны. Затем площадка стала постоянно использоваться под тренировки парадных расчётов и хранение военной техники.

 

Фото Александра Уткина, РИА Новости

Несколько лет подряд электронные и пишущие СМИ регулярно выдавали материалы о том, что авиатехника на Ходынке приходит в негодность, что вскоре она будет утрачена. Бесполезно – чиновники разных ведомств разводили руками, клялись, что у них тоже «душа болит, но полномочий нет».

Когда пошли разговоры о том, что техника на Ходынском поле вовсе и не уникальна, стало ясно, к чему идёт дело. Уникальный авиапарк, который когда-то собирался  со всей страны, занимал кусок московской земли, имеющей сегодня поистине «золотую» цену.

Сейчас на Ходынке строится метро, а скоро появится новый торговый центр.

Память, которая не нужна

Год назад самолётами заинтересовался создатель частного Музея техники бизнесмен Вадим Задорожный. Он предложил Минобороны помощь в реставрации и сохранении техники. Три месяца назад 56 из более чем 70 единиц были переданы муниципальному району, где расположен музей Задорожного.

Теперь эту технику потихоньку вывозят в Архангельское, где расположен музей бизнесмена. Сам он признался, что его интересует только техника, которую можно довести до лётного состояния.

Для той же техники, что не приглянулась Задорожному, настал час «Х». Прибывшие на поле рабочие принялись экскаватором крушить бывшую гордость авиации. От вертолётов Ми-6 и Ми-8 осталась лишь груда металла. При этом присутствовавшие на площадке люди, не пожелавшие представиться, в частных разговорах сообщали, что ликвидацию техники заказало непосредственно Министерство обороны.

– Ликвидацию вертолётов, судя по надписям на машинах, проводила компания «Авиавторрресурс», – сообщил АиФ.ru Сергей Пшеничников, один из любителей истории авиации, находившийся на месте событий. – Эта компания вообще имеет дурную славу – именно её рабочие резали Ту-154 на ВДНХ прямо на глазах у сотен людей. Рабочие никаких документов не предоставили, с прибытием полиции работы приостановили. Потом участковый нам сообщил, что все документы на утилизацию техники у них в порядке.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах