Не надо преувеличивать близость Америки и России с точки зрения культуры и менталитета, все-таки это очень разные страны. С какой точки зрения ни посмотреть: бытового менталитета, культуры, истории, американцы ко многим вещам относятся по-другому, и россиянам иногда трудно вписаться в это понимание Америки, оно их или не устраивает, или складывается неправильное впечатление. Например. В России есть достаточно распространенный стереотип, что американцы не очень образованы и достаточно провинциальный народ.
Америка действительно провинциальная страна, до Второй мировой войны это была страна фермеров и потом стала супердержавой, определявшей характер развития мира второй половины 20 века. Американская система образования рассчитана совсем на другое, чем российская. Если российская система образования была рассчитана, я сам – ее продукт, на школу – институт, то есть на создание интеллигентного человека, на создание интеллигентской прослойки в России, широкое образование, фундаментальное, задавали много учить, практически весь курс предметов и в школе, и в институте. В Америке нет понятия интеллигенции, там есть понятие интеллектуала. Чем отличается русский интеллигент от американского интеллектуала?
Русский интеллигент знает обо всем понемногу и способен поддержать разговор на любую тему в течение 20 минут, условно говоря, от ядерной физики до Гоголя, от футбола до космоса. Американец это сделать не способен, потому что американская система образования рассчитана на воспитание очень глубокого узкого специалиста. Он теряется, когда русский интеллигент начинает с ним говорить обо всем, но как только дело доходит до конкретной темы, американец идет гораздо глубже. И в этом большое отличие. Они готовят специалистов, мы готовим интеллигентов. И то, и другое по-своему имеет право быть, но это большая разница и надо понимать, на что заточена система образования. В Америке она специализирована, направлена на рынок, на рынке нужен глубокий специалист, а не человек, который умеет поговорить на любую тему. И в этом смысле складывается впечатление, что американцы – тупые. Они конечно не тупые, они образованы по-другому, они образованы в расчете на рынок. Рынок требует качества, не количество знаний, а качество знаний. И создается этот совершенно неправильный стереотип. Я преподавал в очень хороших американских университетах много лет. Когда появляются русские студенты или выпускники школ, на первых курсах они забивают американцев знаниями легко, а когда дело доходит до 3-4 курса, не говоря уже о дальнейшем, там американцы начинают очень резко обгонять, потому что наша система образования не очень рассчитана на воспитание критического мышления. Эти две системы образования не очень складываются, не очень похожи друг на друга и в результате взаимное непонимание начинает расти.
Американцы считают русских очень образованными, очень знающими людьми, но не понимают, почему русские не знают глубоко многие вещи. Вопрос, который мне постоянно задают, почему же вы такие умные, у вас такие математики, физики, химики, такие шахматисты, писатели и композиторы, но за тысячу лет существования России вы так и не создали власть, которой сами были бы довольны. Уж власть-то, казалось бы, легче всего создать. Легче создать систему власти, чем послать ракету в космос. В космос вы ракету посылаете первые в мире, а систему власти вы создать не можете. У нас наоборот, у нас система власти, которую заложили отцы-основатели, Конституция одна и та же, нам никогда не приходилось ее менять, и какие бы мы не были мало образованные, но система власти работает автоматом. Почему вы не можете создать систему власти? Как будто ваш ум не распространяется на политику. И ответа на это нет, честно говоря. Такие стереотипы складываются и непонимание очень серьезное между россиянами и американцами в этом смысле есть.
Он-лайн конференция: Хорошо ли жить в Америке?