«Действующий Жилищный кодекс обязывает собственника нести бремя капитального ремонта, но не объясняет, каким образом», - заявил на слушаниях, состоявшихся 6 апреля в Государственной Думе РФ, первый заместитель Генерального директора ГК - Фонда содействия реформированию ЖКХ Владимир Талалыкин.
Известно, что за период деятельности Фонда ЖКХ в 2008-2011 гг. на капремонт МКД за счет средств госкорпорации выделено 192,2 млрд рублей (в том числе 4,6 млрд. рублей в рамках реализации мер по поддержке монопрофильных муниципальных образований). С учетом долевого финансирования субъектов Российской Федерации и средств собственников жилья общий объем расходов на указанные цели составляет 258,2 млрд рублей. К настоящему времени полностью отремонтированы 121 375 МКД общей площадью 353,8 млн кв. м, еще в 430 домах ремонтные работы продолжаются. Условия проживания уже улучшили 15,6 млн человек.
Тем не менее, по мнению специалистов отрасли ЖКХ, сегодня общий объем недоремонта МКД несет реальную угрозу того, что количество аварийного жилья вырастет на порядок. Как заявила Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева: «Недоремонт многоквартирных домов по России составляет 1,2 млрд м2. Общая сумма затрат, по оценкам экспертов составит более 3 трлн рублей. Подобный объем невозможно осилить только на бюджетные средства. Идет поиск путей мобилизации средств. Здесь Фонду необходимо сосредоточиться на создании системы региональных фондов капитального ремонта. Сейчас парламент рассматривает внесенные мною и рядом депутатов поправки в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты, которые, на наш взгляд, будут способствовать эффективному продолжению реформированию отрасли».
Как сообщают специалисты Фонда ЖКХ, региональные фонды в ряде регионов уже успешно действуют. И сегодня необходимо проводить серьезный анализ их деятельности, учитывать позитивный опыт и активно развивать его на практике в других регионах.
Сейчас на рассмотрении Госдумы находится проект федерального закона № 40859-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ». Он призван урегулировать законодательное обеспечение всех аспектов проведения капремонта МКД. По мнению экспертов давно назрела необходимость законодательно определить форму участия собственника жилья в капремонте. Предусматриваются систематические платежи с последующим накоплением средств на отдельных специальных счетах домов или через систему взаимного финансирования. Они создаются сегодня в регионах. Возможен и альтернативный вариант - привлечение кредитных заемных средств из банков.
Как считает Владимир Талалыкин: «Нормативный уровень ремонта - 4% жилья в год. По нашим прикидкам, чтобы его достичь, какой-то период времени необходимо держать темп примерно 10%, поскольку параллельно с плановыми работами необходимо будет устранять недоремонт, накопленный почти за два десятка лет, - считает Владимир Талалыкин. - Для этого требуется большой объем финансирования. Если мы найдем источники, чтобы хотя бы 8% в год ремонтировать, то успеем к 2025 г. выйти на нормативный уровень».
При этом он особо отметил: «Обязательность капитального ремонта многоквартирных домов – это объективная необходимость, которая должна быть обеспечена четкой регламентацией действий всех участников правоотношений при проведении капитального ремонта. Требуются механизмы, которые должны обеспечить условия для воспроизводства потребительских качеств многоквартирных домов с одновременным повышением их параметров, характеризующих энергоэффективность».