Жить ради спасения
Константин Сазонович Нижников – заместитель начальника ФГУЗ «Медико-санитарной части ГУ МВД России по Калининградской области», полковник внутренней службы кавалер ордена Мужества. Один из наиболее опытных сотрудников названного медицинского подразделения, неоднократно в составе милицейских спецотрядов принимал участие в боевых операциях в зонах вооруженных конфликтов.
Константин Нижников родился в городе Витебске в семье врача и военного летчика. Отучившись в школе, а, затем, в медицинском институте, продолжил династию, став врачом и офицером.
После двухлетней практики в медицинских учреждениях при УВД Калининградского горисполкома К.С. Нижников в качестве прикомандированного врача вместе с курсантами Калининградской школы милиции был направлен в зону межнационального конфликта в село Тохмуджа Республики Армения.
В это трудное время, находясь под ежедневным обстрелом, доктор не терял хладнокровия, действовал мужественно и профессионально. Работая по 24 часа в сутки, без выходных и праздников, он всегда был на боевом посту, отстаивая самое дорогое - человеческую жизнь.
Но судьба готовила все новые и новые испытания.
Седьмого декабря 1988 года произошло одно из сильнейших землетрясений ХХ-го века.
Весь мир был потрясен масштабами природного катаклизма, в результате которого погибли десятки тысяч человек.
В тяжелый час испытаний наряду с другими, врач Нижников вытаскивал людей из под завалов, здесь же, оказывал им неотложную медицинскую помощь. Он твердо знал, что готов к любой ситуации и как личность, и как профессионал.
В декабре 1995 года капитана внутренней службы Нижникова вновь направили в «горячую точку», на этот раз – в Чечню, где он был прикомандирован к Калининградскому ОМОНу.
Жизнь отрядного врача – тяжелый кропотливый труд. Известно, что в Чечне гепатит и дизентерия порой выводили из строя целые подразделения. Поэтому у доктора, кроме общей была своя война: за чистые руки, за хлорированную воду, за технику безопасности…
Помимо своих прямых обязанностей – врача, Нижников с легкостью справлялся и с обязанностями бойца. Так, во время одного из ночных патрулирований по улицам города Грозного в составе мобильного патруля им был задержан подозреваемый в совершении преступлений, у которого изъято пять единиц огнестрельного оружия.
Служба в «горячей точке» опасна и трудна, тем более в специальном подразделении. И нет у ОМОНовцев права на ошибку - принимать решения и действовать необходимо в доли секунды. В этих условиях, как никогда, человеку необходима твердость, смелость и Константин Нижников, глядя опасности в лицо, всегда шел вместе с отрядом во время боевых операций и всегда был готов оказать неотложную медицинскую помощь пострадавшим. Так произошло и 3 января 1996 года, когда Нижников в составе группы, следуя со стороны Грозного в Хасавюрт для проведения оперативных мероприятий по разоружению незаконных бандформирований, попал под обстрел. Один из БТРов боевики подорвали радиоуправляемой миной. И тут же на наших бойцов обрушился шквал огня из автоматического оружия. Рискуя собственной жизнью, Константин добрался до горящего БТРа, оказал первую помощь раненым и вытащил из зоны обстрела солдата, потерявшего сознание. Благодаря своевременно оказанной медицинской помощи, Нижникову удалось спасти жизни пострадавших омоновцев. За отвагу и мужество, проявленные при выполнении служебного долга, Указом Президента России К.С. Нижников награжден орденом Мужества.
Сегодня Константин Сазонович, находясь на пенсии, продолжает трудиться и дальше на избранном поприще. Коллеги уважают его за смелость, доброту и отзывчивость. В семье Константин Сазонович – заботливый отец и любящий муж. Но, прежде всего, доктор Нижников - человек, безгранично преданный своей профессии. На его счету – тысячи спасенных жизней. Как и прежде, он готов придти на помощь людям ради их спасения и исцеления.
***
Среди сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации есть и женщины, которые плечом к плечу несут службу с сильным полом, добросовестно и профессионально выполняя сложную работу наравне с мужчинами-воинами, проявляя самоотверженность, а порою, и героизм..
В трудные минуты жизни страны они всегда были на боевом посту, спасая жизни своих товарищей, многие из них за проявленное мужество и героизм удостоены государственных наград.
Войны без медиков не бывает
Елену Васильевну Кузнецову те, кто повидал ее на опаленном войной Северном Кавказе называли так, как когда-то в старину женщин в косынке с красным крестом — сестра милосердия. А как же иначе, ведь медсестра - это профессия, а сестра милосердия призвание. Так беспокоиться за необстреленных мальчишек может только очень близкий, родной человек, коим для них и являлась она – фельдшер батальона. Врачу, сестричке, и маме в одном лице - ей Елене Васильевне, судьба вменила в обязанность материнство к 18-19 летним ребятам из батальона, прибывшим на войну. Сама же Елена Кузнецова в зону чеченского конфликта была направлена из воинской части внутренних войск МВД России города Твери для прохождения службы на казалось бы всего то три с половиной месяца, но именно они для Елены стали незабываемыми на всю отпущенную ей жизнь.
Шел 2001 год — сложное, тревожное время – продолжалась вторая чеченская война -контртеррористическая операция на территории Чечни и приграничных регионов Северного Кавказа. Именно тогда наши ребята охраняли аэропорт в Грозном – продолжает свой рассказ Елена Васильевна. Мне и сейчас порой все еще снятся огромные вертолеты, приносившие в своей утробе по сотне, еще совсем юных, растерянных пацанов, отчаянно старавшихся выглядеть взрослыми мужчинами.
-…Воды было мало. Она ездила за ней далеко, 5-6 километров от места дислокации, отправляла в Ханкалу пробы, а еще раз в месяц проверяла смывы... Выдавала по 5 литров на человека — на все про все. Мало, конечно, ведь жара, в палатке развернутой над окопом температура доходила до 50 градусов, но где взять больше? Хлорировала водичку нещадно, ребята ныли:
- Вы нас не компотом, а хлоркой поите!
- Зато ни один желтухой не заболел! — вспоминает она с абсолютно заслуженной гордостью. Тверских тогда не коснулась ни одна зараза, а это, уж поверьте, в тех условиях было большой редкостью.
Все болячки лечила. Несложные операции сама делала, в серьезных случаях неотложную помощь оказывала и отправляла в Ханкалу, в госпиталь. За гигиеной следила, мужики-то вдали от дома, что пацаны в летнем лагере, а на Кавказе, да еще в зной, инфекций хватает! Собирала и стерилизовала фактически все — одежду, спальные принадлежности. Загружала ДДА - это машина такая, для дезинфекции, - и запускала; слава Богу, была возможность.
В Чечню старшина Кузнецова прибыла в августе, когда еще зеленка не опала, а это значит, над горами возвышалась густая зелень, образовывая некую шапку листвы, через которую трудно распознать прятавшиеся группировки бандформирований. Словом, горячие то были денечки! Постоянные обстрелы - вспоминает она, сдвинув брови, вся жизнь практически в окопах, вокруг остовы разрушенных зданий, и только медпункт - в бывшей диспетчерской практически разрушенного аэропорта, там еще оставался первый этаж.
Ее подопечными, конечно, были военнослужащие, но местное население тоже шло к ней на прием, как в участковую поликлинику. А как же откажешь, если людям нужна медицинская помощь?!
А, для своих товарищей она была не только медиком - родным человеком. Усталые, истосковавшиеся по дому офицеры порой заходили просто выговориться. С ней, заботливой и строгой, по-житейски мудрой женщиной можно было не стесняться своих сомнений, страхов, минутной слабости... И она очень быстро поняла, что здесь ей судьбой предписано врачевать не только тела, но и души. В общем, хочешь не хочешь, а пришлось старшине Кузнецовой стать вроде как психотерапевтом, освоив специальность на практике - ускоренным курсом в полевых условиях...
- Всю почту приходившую для ребят батальона мне приносили. Я все письма первой читала, признается она. - Только потом отдавала ребятам. А что делать? Вдруг, будут строчки:… мне ждать надоело, я тебя бросила! И кто знает, как он отреагирует в сложных боевых условиях, когда у него нервы на взводе и оружие под рукой?
На санитарной машине она ездила на вызовы по шести подведомственным блокпостам, каждый из которых находился в 20 километрах друг от друга. И каждый раз она не знала, вернется ли назад, - дороги минировались и обстреливались.
Сопровождала колонны, доставлявшие горючее, дрова, продукты. Страшно, а надо: вдруг кого ранят? До Ханкалы путь неблизкий - километров 100. В любую минуту можно ждать нападения. Кстати, за санитарными машинами охотились особенно (ей же полагалось при себе иметь и наркотические препараты, бывало при обстреле пригождались, из болевого шока выводить бойцов), и поэтому она старалась ездить на БТР. В дорогу всегда снаряжалась серьезно - в бронежилете, в берцах, на плече - «Калашников» (она, кстати, стреляла совсем неплохо, получше иных мужиков), на голове - «сфера», на поясе рожок с патронами, рация.
- Ох, как вспомню сейчас, самой не верится! - смеется она. - А где-то далеко, дома, муж, две дочки, внучка, ей тогда было 6 годков – делится воспоминаниями. Но что поделать – войны без медиков не бывает.
В медицине Елена Васильевна более 40 лет — глядя на все еще красивую, статную женщину с живыми, яркими глазами, в ее возраст поверить трудно. Начинала с самого что ни на есть мирного - по окончании киевского медицинского училища— заведовала фельдшерско-акушерским пунктом. А потом, стала офицерской женой, следовала за своим мужем, куда его командование направит. Ведь хорошая, опытная медсестра — везде на вес золота! Еще до рождения детей военная чета Кузнецовых отработала и отслужила в Германии в составе Группы Советских войск, а далее были откомандированы на Кубу – нашей героине довелось и там в медпункте поработать. Это совместная была служба – семейная – шутит она, а вот чеченскую, прошла одна - самостоятельно.
Но это сейчас вспоминается с улыбкой. А тогда... Впрочем, к чему говорить, если вернулась живой? Обретя тот особый опыт - и профессиональный, и человеческий, который дается лишь войной, что шелухой сметает, сжигает все суетное и необязательное, обнажая и закаляя суть характера. Выплавляя его, как металл из породы...
Сегодня в медсанчасти УВД по Тверской области Елена Васильевна Кузнецова на особом счету! Коллеги гордятся ею. Одна из лучших сотрудниц!
- Все у нее ладится в работе, никогда ничего не забудет и не пропустит. Ответственность сказывается - говорят сослуживцы.
Еще бы! Потому и прикалывает она по праздникам к своему белому халатику медаль «За отличие в службе». Их у нее — целых три, а каждый человек в погонах вам подтвердит, что к этой награде повторно представляют нечасто.
Более десяти лет минуло с той долгой командировки. Краски тех действий как на старом ковре, чуть подвыцвели, но – оттого он лишь становится еще дороже, и особая нота проявляется в его узоре. Теперь Елена Васильевна понимает, что в опасные и трудные месяцы войны открыла и в себе самой, и в людях много нового. Памятная грозненская осень с убедительной простотой показала и как ценна человеческая жизнь сама по себе, и ради чего можно рисковать этой жизнью. В праздник Дня защитника Отечества, уважаемая Елена Васильевна, разрешите пожелать Вам дальнейшего доброго здоровья, благополучия и мирного неба! А Вашим двум дочерям опыт войны знать лишь по рассказам, ведь одна из них тоже доктор.
Пресс-служба ДТ МВД России
(По предоставленным материалам ЦПД ФГБУ «ЦМСЧ МВД России»)