Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции предлагает принять в первом чтении президентский законопроект, согласно ему будут отказывать в приеме на работу в органы соцзащиты по детскому профилю и лишат права трудиться в сфере детско-юношеского спорта «тех, кто был осужден или подвергался уголовному преследованию за преступления экстремистской направленности».
Депутаты уточняют, что это позволит исключить возможность проведения незаконной агитации и склонения детей и молодежи к совершению противоправных деяний экстремистской направленности.
Новые поправки предлагают распространить и на тех, кто был осужден за шпионаж, разглашение гостайны.
К работе в сфере образования не будут допускаться лица, имеющие (имевшие) судимость, подвергающиеся (подвергавшиеся) уголовному преследованию, исключение только для тех, в отношении которых уголовное преследование было прекращено по реабилитирующим обстоятельствам.
Ограничения на работу с детьми коснутся и предпринимателей, имеющих судимость за преступления экстремистского толка. Их предприятиям будет отказано в госрегистрации.
Ранее похожий законопроект был уже принят, им запрещено принимать на работу в школу, в детскую поликлинику, в образовательный центр, организацию, работающую в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства, тех, кто имел судимость или подвергались уголовному преследованию за преступления против общественной безопасности.
«Главная идея законопроекта - максимально обеспечить репутационную чистоту педагога и соответствие личности педагога тем целям и задачам, которые обеспечиваются в сфере образования», - пояснила позицию законотворцев председатель комитета Ирина Яровая.
Правозащитники в свою очередь обеспокоены тем, что само по себе определение «экстремизм» достаточно расплывчато и принятие такого закона может ограничить права человека.
В федеральном законе от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» уточняется, что «публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением».
По существу - это скрытая цензура и за критику можно попасть в тюрьму.
«Кроме ограничений принятия лиц на работу в педагогических учреждениях, целесообразно предусматривать и способ обжалования такого ограничения, если оно наложено в судебном порядке. Хочется также напомнить, что согласно ч.6. ст. 86 УК РФ Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью», - прокомментировал юрист «Московского правозащитного центра» Михаил Салкин.
Если обратить внимание на международный опыт, то например, в США действуют ограничения на работу в школе осужденных за насильственные преступления, преступления в отношении детей.
В то же время те, кто был ранее осужден за мелкие нарушения или мелкие кражи, не ограничиваются в праве получения работы в школах.