Страх жёстких наказаний
- Вы не думайте, у нас тут не бассейн. Так сейчас полиции принято работать - у всех на глазах. Стены кабинетов, двери из прозрачного стекла, чтобы никто не смог дать чиновнику взятку. Ну и бить теперь людей побоятся - с улицы-то заметно!
- А туалеты тоже прозрачные? Там ведь взятку дать можно…
- Размышляли над этим, но решили туалеты не делать из стекла. Как-то неудобно.
Здание МВД Грузии в Тбилиси часто путают с бассейном - оно, и верно, построено в футуристическом стиле развлекательного центра. Все полицейские участки в стране тоже перестроили заново - из стекла. Мол, в стране больше ничего не скрыто от глаз народа. Помогает ли? Факты говорят сами за себя. Ещё в 2003 году в рейтинге борьбы с коррупцией организации Transparency International Грузия была в самом конце списка - рядом с Гаити и Камеруном.
Сейчас она на 64-м месте, в то время как Россия на 143-м. Как же получилось, что полиция в Грузии, погрязшая в коррупции, вдруг почти совсем перестала брать взятки? Конечно, дело не только в стекле.
- В 2004 году руководство МВД за один день уволило 15 тыс. полицейских, то есть весь состав грузинской ГАИ поголовно, - объясняет политолог Паата Миликидзе. - Почему? В этом и суть реформы. Если человек сидит на месте лет десять, он уже не изменится. Можно повышать ему зарплату, пугать самым страшным наказанием - он не сможет отказаться от взяток. Какое-то время в республике жили без ГАИ - набирали новых полицейских на конкурсной основе. Улицы нашпиговали видеокамерами: теперь, например, если человек превысил скорость, ему присылают приглашение зайти на сайт полиции, ознакомиться с записью правонарушения и в течение 30 дней заплатить штраф.
Естественно, за один день коррупция не исчезла. В 2009 году ТВ широко транслировало случай с инспектором полиции города Кобулети Джемала Гогмачадзе, который вымогал у местного бизнесмена взятку в 100 долл. Передачу конверта с деньгами засняли на видео, и по приговору суда полицейский получил… 10 лет тюрьмы. Главный посыл борьбы с коррупцией - человек должен бояться взятки. Он обязан понять: если возьмёт даже сущую мелочь, то сядет надолго - ничто его не спасёт. Плюс стали опасаться брать у незнакомцев - в Грузии появилась специальная «служба провокаторов», которые предлагают сотрудникам полиции взятки, проверяя их благонадёжность. У полицейских развилась паранойя - теперь, если водитель на дороге предлагает взятку, им сразу кажется, что тот «провокатор», а в его машине - замаскированная видеокамера. Другой важный момент: зарплата полицейского увеличилась в 10 (!) раз - с 70 до 700 долл.
Неофициально без работы каждый второй грузин (я встречал граждан Грузии даже в Ираке, где те пахали без выходных, протирая столы в кафе за 500 долл. в месяц), поэтому должность с таким жалованьем очень престижна, за неё держатся руками и ногами.
«Покупают бриллианты любовницам»
- Сотрудники ГАИ в Грузии даже во времена СССР строили себе настоящие дворцы с колоннами и лепниной на потолке, - рассказывает Гиви Степанишвили, капитан грузинской патрульной полиции. - Но полная вакханалия тут началась при Шеварднадзе - доллары пихали во все карманы. Если шайка воров попадала под арест, двоих выпускали, чтобы они принесли выкуп за остальных. И эти двое шли на улицы грабить людей. Полиция за деньги отпускала из тюрьмы всех: и убийц, и жуликов, и торговцев наркотиками. Уже и не верится, что такое было. В 2011 году, по статистике, лишь 1,4% грузин столкнулись с коррупцией. Согласитесь, это попросту капля в море.
…В 2005 году посадили 200 полицейских, попавшихся на удочку «провокаторов», в следующем году - даже больше. Каждый случай широко анонсировался по ТВ, и все взяточники получили на полную катушку. Руководство МВД не скрывало, что прослушивает мобильные телефоны полицейских и проверяет банковские счета их родственников. Кроме того, был сделан упор на «устранение причин», по которым можно вымогать взятку. Например, большинство запросов в полицию подаётся через Интернет в электронном виде: чем меньше личных контактов у просителя с чиновником, тем лучше. Таким образом, успех антикоррупционной кампании в Грузии обязан трём составляющим: 1) крайне жёсткое наказание за любую взятку; 2) боязнь потерять высокооплачиваемую работу; 3) страх, что тот, кто предлагает деньги, - «провокатор».
Правда, грузинская оппозиция считает, что эти реформы затронули только низшую часть чиновников, а министры как брали взятки, так и берут. «В Китае уличные полицейские не берут взяток, - сказал мне один из бывших сотрудников аппарата МВД Грузии. - Зато партийные секретари и мэры городов покупают квартиры и бриллианты любовницам, и их не пугает, что за взятку полагается расстрел. Так и у нас. Мент возьмёт 100 баксов - его посадят на десять лет. А президент украдёт миллиард долларов, и ему ничего не будет». Например, экс-соратница Михаила Саакашвили Нино Бурджанадзе, будучи спикером парламента, получила госдачу в престижном пригороде Тбилиси всего за…
СЕМНАДЦАТЬ РУБЛЕЙ. Правда, как только Бурджанадзе с Саакашвили разругалась, так сразу выяснилось, что дача приобретена с нарушениями. Её отобрали и выставили на аукцион.
…И верно, режим в Грузии специфический. ТВ страны трубит об успехах, но никто не знает, что маленькая Эстония без громкого пиара своих реформ вышла на первое место среди экс-республик СССР по борьбе с коррупцией. В то же время грузинская полиция реально перестала брать взятки, о чём мы можем только мечтать. Главное: наказание должно быть жёстким, а коррумпированные чиновники - бояться быть пойманными за руку. У нас же, к сожалению, нет ни того ни другого.