Антиквариата не будет!
«АиФ»: - Один из экспертов в своё время назвал МАКС международным антикварным салоном, имея в виду, что представленные на нём российские самолёты безнадёжно устарели.
П.К.: - Такого рода хлёсткие оценки звучали прежде, когда российское авиастроение переживало кризис. Но сегодня ситуация радикально изменилась, в том числе потому что по инициативе руководства страны была создана Объединённая авиастроительная корпорация. Это позволило консолидировать активы отрасли и начать реализацию крупномасштабных проектов. Это относится как к военному, так и к гражданскому самолётостроению. Ещё в 1999 г., открывая МАКС-99, Владимир Путин отметил, что наша военная техника - лучшая в мире и таковой останется. На МАКСе-2011 все получат возможность убедиться в справедливости этих слов. В лётной программе салона впервые примет участие российский истребитель пятого поколения ПАК ФА, который по своим тактико-техническим характеристикам превосходит американские и европейские разработки. Будут представлены истребители Су-35,
МиГ-35, Су-30, МК2, не уступающие аналогам, находящимся на вооружении стран НАТО. Зрители увидят тематические лётные показы «Поиск и спасение» с участием вертолётов Ка-226Т, Ми-34С1 и «Антитеррор» с участием вертолётов Ка-52 и Ми-28НЭ. О каком «антиквариате» тут можно говорить?
«АиФ»: - Однако эта современная авиационная техника закупается в основном зарубежными государствами, а в российские ВВС она почти не поступает.
П.К.: -- Опять устаревшие сведения. Два года назад в ходе работы МАКСа-2009 был подписан контракт на приобретение в интересах российских ВВС до 2011 г. более 60 современных истребителей, а также оборудования и вооружений на сумму около 6 млрд долларов. По темпам оснащения военной авиации современной техникой мы вышли на показатели советского периода, когда наши ВВС считались лучшими в мире.
Прославленные стратегические бомбардировщики Ту-160, Ту-95 и другие продолжают модернизировать - это стандартная мировая практика. Скажем, США представят на МАКСе-2011 «летающую крепость» B-52, которая поступила на вооружение ещё в 1956 г. С тех пор этот самолёт претерпел целую серию модернизаций, отличившись во Вьетнаме, Югославии, Ираке, Афганистане, словом, в ходе той «вечной войны ради вечного мира», как назвал внешнюю экспансию США один американский писатель.
Непобедимость как имидж
«АиФ»: - Однако в области гражданского самолётостроения Россия не может похвастаться значительными успехами.
П.К.: -- Действительно, сегодня наш авиапром не готов конкурировать с такими гигантами, как Boeing или Airbus, в производстве дальнемагистральных самолётов. Кстати, главной премьерой авиасалона станет самый большой в мире пассажирский самолёт концерна Airbus А-380. И то, что этот самолёт будет впервые продемонстрирован именно на МАКСе-2011, - свидетельство высокого международного авторитета нашего авиасалона. А вот что касается среднемагистральных самолётов, посетители увидят новинку - самолёт Сухой Superjet-100. К модели уже проявили интерес и российские, и зарубежные авиаперевозчики.
«АиФ»: - Какое шоу увидят посетители на этот раз?
П.К.: -- Никто не уйдёт разочарованным! В небо поднимутся отечественные пилотажные группы «Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России» и «Русь», самолёты США, Франции и Италии. А ВВС Италии продемонстрируют единственный в мире транспортный самолёт С-27, который способен выполнять фигуры высшего пилотажа. С новой 15-минутной программой выступит американский многоцелевой истребитель F-15.
«АиФ»: - В романах английского литератора Фредерика Форсайта этот самолёт легко «разделывается» в воздушных боях с советскими МиГами и объявляется лучшим истребителем в мире.
П.К.: -- В военных конфликтах, о которых пишет Форсайт, таких как операция «Буря в пустыне», США с первых часов имели подавляющее господство в воздухе, а на вооружении ВВС Ирака находились устаревшие истребители советского производства. Так же было и в Югославии. В таких условиях делать выводы о превосходстве американских самолётов просто нелепо. Но то, что в странах НАТО литература и кино создают имидж непобедимых вооружённых сил, заслуживает внимания.
Что касается российских ВВС, то они прошли ярчайший боевой путь и никогда не уступали ни одному из противников. Кстати, на МАКСе-2011 посетители смогут увидеть в небе наши лучшие боевые самолёты времён Великой Отечественной войны, прежде всего истребители, участвовавшие в отражении налётов гитлеровцев на Москву. Специально для МАКСа-2011 сделана реконструкция полевого аэродрома ПВО времён битвы под Москвой.
Большие надежды
«АиФ»: - На прошлых авиасалонах в Жуковском много говорили о главном неудобстве - отсутствии хорошей автотрассы. Удалось ли решить эту проблему?
П.К.: -- В марте 2008 г. Владимир Путин дал правительству Московской области поручение - построить современную и удобную дорогу для подъезда к авиасалону. Мы его выполнили: построена первая очередь четырёхполосной дороги длиной 4,5 км, которая позволит прямо от трассы М-5 «Урал» быстро и без пробок попасть на авиасалон. Кроме того, отремонтированы дороги в Жуковском, Ильинском и Быкове, участки дороги Москва - Жуковский и Островцы - Верея. Сделано всё необходимое для того, чтобы на авиасалон могли без всяких затруднений попасть и автовладельцы, и те, кто решит добираться туда на электричке или на автобусе.
«АиФ»: - Одной из главных задач организации массовых мероприятий, подобных МАКСу-2011, становится предотвращение террористических актов. Люди хотят, чтобы их безопасность была надёжно обеспечена, но в то же время они не желают терпеть неудобства, с этим связанные.
П.К.: -- Для обеспечения безопасности формируется специальная группировка МВД, более 4000 человек. В составе этой группировки будут 74 полицейских-кинолога с собаками. Досмотр посетителей авиасалона будет производиться с использованием технических средств на трёх рубежах. Но эти меры не будут обременительными для посетителей салона. Мы также подготовили все необходимые силы и средства для оказания медицинской помощи гражданам в случае необходимости.
«АиФ»: - Каких результатов вы ожидаете от проведения авиасалона?
П.К.: -- С каждым годом МАКС завоёвывает всё новые позиции в мире. На сегодня он крупнее, чем авиасалон в Ле-Бурже. То, что наш авиасалон проводится под патронатом Президента России, свидетельствует о значении, которое придаёт этому событию руководство страны.
Хорошо помню, как после МАКСа-2001 газеты писали, что крупных контрактов зарегистрировано не было. А уже через 8 лет на МАКСе-2009 подписали соглашений и договоров более чем на 10 млрд долларов. Надеюсь, эта тенденция и процесс поставок новой авиационной техники в российские ВВС продолжатся.
И всё же лично для меня, как человека, непосредственно отвечающего за подготовку широко известного и авторитетного во всём мире российского авиасалона, важно не только это. Сегодня представители оппозиции и какая-то часть либеральной интеллигенции создают в обществе атмосферу уныния, пессимизма, неверия в будущее России. Говорят, что наш народ исчерпал свой потенциал, что у нас нет исторической перспективы. Мне кажется, лучший ответ на подобные доводы - высокий международный уровень форумов, подобных МАКСу-2011. Здесь каждый получит возможность убедиться, что в России работают профессионалы, что в мире нас ценят и уважают не за нефть, газ и древесину, а за наши знания, нетривиальные технологические решения, за производство продукции, которая воплощает в себе последние достижения научно-технического прогресса. Что гордость за Россию - это не пропагандистский штамп, а душевное состояние человека, который превращает в реальность амбициозные государственные проекты.
Россия сегодня - один из мировых лидеров в авиакосмической области. На авиасалоне в этом смогут убедиться все, включая самых закоренелых пессимистов и скептиков. Так что добро пожаловать на МАКС-2011!