Месяц назад у нас прошёл День Земли – 22 апреля. Это, когда просят не ездить на машинах, неожиданно отключают свет и «проводят мероприятия», к которым прибавляют слово «экологические».
У меня Дни Земли проходят немного чаще, чем раз в год. Когда день удлиняется, а на улице теплеет, меня тянет ставить разнообразные «экологические эксперименты». Хочется как-то разгрузить и планету, и себя заодно.
Раньше, когда наша редакция находилась в центре, я часто ходила на работу и домой пешком – 12-13 км. Сейчас мы находимся подальше, но я и оттуда дошла – получается километров 20. Всего-то 4 часа ходу. Правда, на следующий же день я овладела новым искусством: как делать мозольные пластыри в домашних условиях.
Демократичная физкультура
Другое эко-развлечение – велосипед. Считается, что в Москве он очень популярен, и чем дальше, тем больше: прокат есть практически в каждом парке, а вполне приличный байк можно арендовать за 600 рублей в сутки. Менее приличный – и того меньше.
Если надумаете покупать, то новый прогулочный велик с несколькими скоростями (то есть вполне пригодный для передвижения по городу, если вы не гонитесь за славой Лэнса Армстронга, и сейчас я не о допинге) можно найти уже за 3,5-4 тысячи рублей.
Иными словами, велосипед – вполне демократичная физкультура плюс экология.
Но в первые же дни покорения мною двухколёсной шайтан-машины вскрылось несколько неприятных истин. Во-первых, велосипед в столице таки популярен и востребован. Но только для катания, а не передвижения по ней.
В чём разница? Да в том, что простое катание на Воробьёвых горах, в Парке Победы, ВДНХ или Лужниках мало связано с улучшением экологической обстановки в Москве. И не сердитесь, что я говорю только о столице – уверена, что не найдётся ни одного региона и города, где обстановка как-то разительно отличалась, да еще и в лучшую сторону.
Посудите сами: как люди катаются? Они добираются до нужного места на машине, отвинчивают велосипеды от своих навороченных багажников, надевают защитные шлемы – и дуют с гор. Ключевое слово тут – машина. Выхлопов не меньше, пробок – тоже.
Другое дело – передвижение на велосипедах. Из точки А в точку Б. Не спеша и без экстрима. Не по проезжей части – не с мигалками же конкурировать. Собственно, такой и была моя задача – передвигаться, оставив автомобиль на приколе у подъезда.
Начинала я в майские праздники: народу в городе мало, а во время победного салюта я оказалась в нужное время в нужном месте, в то время как машины уныло стояли в праздничной пробке.
В будние дни результат захотелось улучшить и, тщательно обдумав маршрут, я выехала на работу на двух колёсах вместо четырёх. Смысл был в том, чтобы на моем пути было как можно меньше подъёмов, переездов через дороги и прочих «узких мест».
В роли водителя я не раз сталкивалась (к счастью, лишь фигурально) с велосипедистами. Прекрасно знаю, что любой человек, использующий меньше четырёх колёс, для автомобилиста – проблема. За счёт неустойчивости конструкции велосипед, мотоцикл или ещё какой скутер могут вильнуть в самый неподходящий момент, и не известно, чем это все закончится.
Это я к тому, что во время своего первого серьёзного путешествия с Юго-Запада Москвы на Северо-Восток я очень старалась не мешать никому – ни автомобилям, ни пешеходам. Но, увы, – это невозможно.
Так вот ты какой, дублёр тротуара!
Сначала всё просто: выезжаю из дома и через Воронцовский парк попадаю на Ленинский проспект. В сторону центра он идёт с лёгким уклоном. Более того: здесь есть «дублёр тротуара», и я могла несколько километров не вызывать у прохожих никакого негатива.
Но уже очень скоро мне хотелось только одного: попросить мэра Собянина проехаться со мной по этому изъеденному, как Луна, щербинами и трещинами дублёру с такими нещадными переездами проезжей части (высокие бордюры – смерть для колёс и «пятой точки» любого физкультурника-эколога типа меня).
Велосипедисту постоянно приходится думать о том, как попасть на другую сторону дороги, не спускаясь под землю, подобно Орфею. Потому что попробуй, стащи и затащи тяжелый велосипед по ступенькам подземного перехода! В нескольких местах на Ленинском есть переходы со спуском «змейкой», где съехать удобно, но только не на узловом перекрёстке с площадью Гагарина. Не думают о нас, совсем не думают!
В тех частях тротуара, которые называются остановками, по утрам – небольшие столпотворения. Граждане ожидают автобуса, а не хороших новостей. Поэтому, когда я пытаюсь их объехать, выкрикивая: «Разрешите-позвольте!», взгляды на меня кидают просто убийственные. Спасибо, клюки никто в колесо не вставил.
Господа горожане, не стреляйте в велосипедиста, он едет, как умеет! И, между прочим, самим фактом своего существования помогает вам быстрее добраться до работы или до внуков. Будь он не на двух колёсах, а на четырёх – добавил бы и пробки, и выхлопов. Будь он на своих двоих, конкурировал бы с вами за квадратные сантиметры тролейбусно-автобусной площади. Имеет смысл радоваться нам, имеет!
Перед Первой Градской больницей можно повернуть на Андреевский мост и оказаться на другой стороне Москва-реки. Дальше – заехать на тротуар Фрунзенской набережной, который со стороны реки, – и спокойно крутить педали до самой высотки на Котельнической. Вот оно – счастье! Здесь никого нет кроме редких переходов, бегунов и велосипедистов.
Только на Преображенской набережной «дублёр тротуара» и на нём паркуются машины. Объехать их практически невозможно.
Новые трудности – реконструкция у Устьинского моста. Там в Москву-реку впадает Яуза, к ней мне и надо было повернуть.
Но пришлось дать крюк: объехать стройку у Устьинского можно только по проезжей части, где и машинам-то тесно. А потом, на Котельнической набережной нет ни одного светофора до самого Садового кольца. Пришлось нарушить и перебежать дорогу вместе с велосипедом, пока не было машин.
Тротуар на «неречной» стороне Котельнической – узкий, неудобный, где-то в лесах, где-то - в забравшихся на него машинах промышленников и предпринимателей (там находится одно из зданий, относящихся к РСПП). В общем, если вы вздумаете повторить мой маршрут и прокатиться по набережным, пользуйтесь переходом в районе Китайгородского проезда – так вам не придётся рисковать ни жизнью, ни велосипедом.
После Николоямской набережной всё снова нормально, и остаётся только крутить педали. Вдоль Яузы «велосипедный» тротуар поуже, но тоже вполне пустынный. Несколько узких мест, где асфальт вдруг обрывается и переходит в бездорожье – не проблема для велосипедиста. Другое дело, что яузские набережные в целом грязнее москвореченских - тут и стёкла, и мусор, особенно в тех местах, где реку пересекают автомобильные мосты. Вся дорога заняла у меня 2 часа и 15 минут – 15 минут ушли на объезды устьинских строек.
Велопробегом – по собственным лёгким
Главная проблема – это, конечно, машины. Не уверена, что поездка принесла мне много здоровья – дышать приходится пылью и выхлопами. С другой стороны, не уверена, что стоит просить городские власти «заняться вопросом». Страшно представить, каким дорогим окажется строительство велосипедных дорожек! Если у нас километр обычной дороги умудрялись построить за миллиард рублей, то необычная на сколько потянет? На несколько профессиональных велотреков?
Нет, если бы я просила, то просила бы о другом. О велосипедных паркингах. У магазина, у банка, у офиса приходится пристёгивать его велозамком то к какой-нибудь решётке, то к столбу, то к деревцу. А в нашем родном деловом центре мой велик даже успели «арестовать»: пока меня не было, охрана пристегнула его собственным замком за неправильную парковку. «У нас здесь где-то на территории есть стоянка для велосипедов – сообщил мне потом хранитель ключей, - только я точно не знаю где». Этой репликой можно охарактеризовать всё отношение города к тем, кто на двух колёсах: где-то для нас, велосипедистов, всё есть, но не известно, где именно.
В Парме, Амстердаме или Копенгагене вы можете не только арендовать велосипед прямо в гостинице или на ближайшей площади, но и спокойно разъезжать по городу и окрестностям. Один мой знакомый, отправляясь на каникулы в Европу, ищет отель только с «rent-a-bike». Многокилометровые переезды они совершают всей семьёй, и его 7-летняя дочка настолько привыкла к велосипеду, что ей даже в голову не может прийти пожаловаться на то, что «ножки болят» и т.п. Такая семья для нас – экзотика не меньше, чем какой-нибудь министр на велосипеде. А жаль. Тем более кто может пересадить и город, и страну на два колеса, предельно ясно. Есть такой человек, и вы его знаете. Стоит только премьер-министру пересесть с канареечной Лады-Калины на два колеса, и у нас сами собой появятся и велопарковки под велонавесами, и велодорожки, и велосервисы, и низкие бордюры и т.д. Пусть даже для этого ФСО на сутки перекроет полгорода.
Может быть, тогда со временем и у нас даже депутаты-единоросы будут ездить на работу на велосипедах? Жалко только в процессе обязательно появятся велики с мигалками, чтобы купить синий байк придётся показывать полицейское удостоверение, а красный – дипломатический паспорт. А представители нефтяных компаний будут ночами орудовать возле вело-парковок с шильями, чтобы хоть как-то увеличить упавшие продажи бензина…
Советы бывалых веломаньяков:
- Поменять седло с «большого и мягкого», о которое натирается пятая точка, на маленькое и жёсткое.
- Максимально поднять седло, чтобы нога была полностью вытянутой в нижнем положении педалей. Ощущение неудобства быстро пройдёт, а нагрузка на колени будет минимальной, ездить станет значительно легче.
- Руль должен находиться не выше уровня уже поднятого седла. Тогда руки станут точкой опоры и не будут болтаться.
Из собственного опыта:
- Если вы раньше катались только на «советских» велосипедах с тормозами «педалью назад», не начинайте сразу гонять. Не то в опасный момент вы по привычке «затормозите» по старинке.
- Тёплый жилет спасёт вас от простуды: по неопытности на велосипеде легко взмокнуть, а потом переохладиться, несясь под горку. А в застёгивающиеся карманы можно сложить все мелочи и обойтись без рюкзака.
- Не пытайтесь въехать в горку на выставленных высоких скоростях.
- Возите с собой два велозамка. Их можно соединить между собой и пристегнуть вашу машину даже к толстому дереву. Если больше вокруг ничего подходящего нет.