Примерное время чтения: 8 минут
154

Выжать до последней капли…

Представьте себе, что есть завод А, он производит ракетные двигатели. Он договаривается с заводом Б, выпускающим ракеты, о том, чтобы вместе построить что-то грандиозное и запустить на Марс. Этому проекту рады все вокруг, предвкушая, какую чудо-ракету создадут А и Б, и как много научных открытий можно сделать, благодаря этому. Но вдруг к директорам приходит начальник транспортного цеха Б и требует, чтобы именно ему дали делать ракету. Директора пытаются урезонить начальника транспортного цеха: он ведь не разбирается в ракетах, а менять масло и свечи – этих знаний для ракетостроения слишком мало. «Ладно, - говорит начальник транспортного цеха, - тогда купите у меня все машины, а то я буду вам мешать: вызывать каждый день налоговую и пожарных».

Бред? Нет, вполне реальная история, только с другими персонажами. А – это государственная нефтяная компания «Роснефть», Б – британский гигант BP, а в роли начальника транспортного цеха выступают «российские акционеры» дочерней компании англичан ТНК-ВР.

Борьба с глобальным инвестиционным потеплением

Речь идёт не о ракетах, конечно, а о сделке между «Роснефтью» и ВР с обменом акций (5% «британских» на 9, 5% «наших»), в результате которого компании начнут совместно осваивать российский арктический шельф. Альянс, одобренный Президентом Дмитрием Медведевым и Премьер-министром Владимиром Путиным и руководством Великобритании, заставил могущественную Америку «заскрежетать зубами». Причин последнему несколько.

Во-первых, Штаты уже можно сказать исторически ревнуют Россию к Арктике, точнее, к её богатейшим залежам углеводородов. Присутствие в проекте ВР позволило беспокоиться вполне официально. Мол, не напортачат ли британцы на севере, как это получилось в Мексиканском заливе?

Во-вторых, благодаря обмену акциями, наша страна станет «полноправным миноритарием» в акционерном капитале одной из крупнейших нефтяных компаний мира- BP. Понятно, что тут США радоваться нечего.

В-третьих, размер инвестиций в освоение арктического шельфа только на первом этапе оценивался в $1,5-2 млрд. И это не просто цифры, это глобальное потепление в инвестиционном климате России, особенно на фоне неудач последнего года, когда компания Conoco сообщила, что хочет избавиться от своего пакета акций Лукойла (а это почти 20%). «И сегодня со всей очевидностью перед нами стоит перспектива серьезного падения добычи на основных месторождениях Западной Сибири. А значит, без смещения инвестиционной активности на восток и на шельф перспективы отрасли выглядят довольно туманно. И здесь партнерство с нерезидентами нам просто необходимо. И развитие нашей кооперации с крупными иностранными компаниями можно только приветствовать», - высказывает свое мнение в журнале «Профиль» (07.02.11.) Константин Симонов, генеральный директор Фонда Национальной энергетической безопасности.

Если объяснять совсем «на примере начальника транспортного цеха», России очень нужны ресурсы Арктики, но у нас самих для этого не хватает ни денег, ни опыта. Такой партнер, как ВР – просто необходим…

Консорциум «патриотов»

…И это отлично понимают все. В том числе и российские акционеры ТНК-ВР – консорциум AAR. Кто же эти «патриоты»? Больше всего - 25% AAR - у Альфа-Групп (Михаил Фридман и Герман Хан), по 12,5% у Access Industries (Леонард Блаватник) и "Ренова" (Виктор Вексельберг).

Не успел Владимир Путин пожать руки главам «Роснефти» и ВР, как «группа товарищей» обратилась в Лондонский Высокий суд с просьбой приостановить сделку. Инстанция пошла навстречу, остановив любые переговоры по ней до окончания разбирательства в Стокгольмском Арбитраже. Решение будет вынесено буквально на днях.

Одновременно в деловом сообществе возникли слухи о том, что государственная нефтяная компания ведёт переговоры о покупке доли AAR в ТНК-ВР, чего на самом деле не было. Зато в тот же день акции «русской дочки» на биржах выросли… В Великобритании такие манипулирования на рынке – преступление. Но, как говорится, мы не в Лондоне!

Мы уже писали о различных «недоразумениях», связанных с инициативной «группой патриотов» в составе ТНК-ВР. Им удалось сместить с поста главного управляющего компанией Роберта Дадли (сейчас он возглавляет весь ВР), слишком, по их мнению, притеснявшего российских акционеров компании.

Зачем, казалось бы, менять акции нефтяной компании на «наличку»? Да дело в том, что нефтяной бизнес перестал быть таким сверхприбыльным, каким он был на рубеже тысячелетий. Налоги приходится платить «в белую», излишки отдавать в стабфонд, а то, что остается, приходится инвестировать в долгосрочные проекты, от которых одна слава. Но славу в карман не положишь… А тут как раз подоспел интересный проект, на который требуются деньги: приватизация «Ростелекома», где главным инвестором должна выступить «Альфа-групп».

Прописка: оффшор

А что там до интересов страны? Да какая разница!

Действительно, какая разница кипрской оффшорной компании до того, что выгодно и не выгодно России? Ведь AAR – те самые «российские акционеры» - называются нашими лишь по недоразумению. Да, они зарегистрированы на тёплом средиземноморском острове, потому и блокируют сделки с российской госкомпанией в зарубежных судах. Сделки, заметим, в которых речь идёт о добыче углеводородов на территории нашей страны. «Сейчас в арбитражах иски кипрских компаний и английских компаний. И что бы они там ни решили, речь идет о недрах, расположенных в экономической зоне Российской Федерации,» - так прокомментировал этот нефте-правовой софизм вице-премьер РФ Игорь Сечин.

И здесь ещё один любопытный поворот, о котором нельзя не сказать. Это сцена, в которой начальник транспортного цеха требует участия в строительстве межгалактической ракеты.

Между ВР и ААR действует акционерное соглашение. По нему все нефтегазовые проекты в России и на Украине должны осуществляться только через ТНК-ВР, если только акционеры не сочтут проект неинтересным.

Именно таким они его и сочли. Голосование Совета Директоров ТНК-ВР состоялось 12 марта в Париже.

ВР минус ТНК.

«Российские акционеры» - представители AAR – хотели, чтобы именно дочерняя компания британцев разрабатывала с «Роснефтью» арктический шельф. И то, что ничего похожего ТНК-ВР доселе не делала, не имеет ни ресурсов, ни специалистов, ни оборудования, патриотично настроенных директоров не останавливало. Как и то, что подобными сверхсложными проектами занимаются только ВР и Exxon Mobil (работы на шельфе моря Бофорта в Канаде). И почему эти «амбициозные планы» возникли только сейчас, а не в 2006 году, когда ВР без заминок и судов заключило с «Роснефтью» соглашение о реализации проектов Сахалин-4 и Сахалин-5, тоже вызывает удивление.

«AAR не скрывает, что фактически заинтересован лишь в участии ТНК-BP в проведении спекулятивной сделки по обмену акциями между «Роснефтью» и BP…- пишет по этому поводу газета «Новое время» (21.03.2011). - При этом иностранные акционеры AAR в разговорах с прессой и инвесторами, заявляют, что данные предложения поддерживаются, чуть ли не на уровне Президента и премьер-министра Российской Федерации. Хотя достоверно известно, что ни одного официального запроса для урегулирования вопроса от ТНК-BP в уполномоченные органы не поступало... Таким образом, решения об участии ТНК-BP в сделке с «Роснефтью», рассмотренные на Совете Директоров ТНК-ВР – фиктивные: в реальности им нечего предложить своим акционерам… Такое отношение нельзя объяснить ничем, кроме как неуважением и полным отрицанием существующих правовых и процедурных норм российского государства».

Более всего в этой истории поражает не спекуляции из уст «российских акционеров», а сам факт суда, результата которого ждут не только ВР и «Роснефть», но и руководители наших государств, не говоря уже о всем мировом сообществе. Вряд ли у кого-то в голове может уложиться то, что госкомпания лишается права выбрать себе подходящего делового партнёра. Что вопрос, можно ли России осваивать запасы на её собственной территории с тем, кто в этом разбирается, а не с тем, кому этого просто хочется, решается в иностранном суде, по законам иностранных же государств!

Тем более, что позицию нашей страны Игорь Сечин (не только вице-премьер, но и председатель совета директоров «Роснефти») высказал однозначно: партнёром по освоению арктического шельфа он ТНК-ВР не видит. А если сделка с британцами сорвётся, госкомпания потребует компенсации через суд. И не только от ВР, но и от «российских акционеров» с оффшорной регистрацией.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах