Примерное время чтения: 5 минут
556

Зима — чиновник торжествует! На уборке снега «нагревают» миллионы рублей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Теракт в «Домодедово». Десятки погибших, более 150 раненых 26/01/2011

— В первую неделю января за плохую уборку снега оштрафованы 280 фирм на 20 млн руб., а 20 глав управ уволены или наказаны, — рассказал на прошлой неделе Пётр Бирюков, заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства. Но... по сравнению с левыми заработками на снеге это лишь видимость наказания.

Воры на доверии

Официально в Москве борьба со снегом проходит успешно — в арсенале есть 9 тыс. единиц техники, 48 стационарных снегоплавильных пунктов, которые могут утилизировать более 162 тыс. кубометров снега в сутки. Правда, в среднем в день, по отчётам коммунальщиков, с начала года убирали по 300 тыс. кубометров. Это значит, что примерно 20 тыс. раз в день «КамАЗы» ездили по городу со снегом. Видел ли кто-нибудь из москвичей такое огромное количество грузовиков, снующих по столице ежедневно? Даже принимая во внимание тот факт, что в столице есть и мобильные плавилки, непонятно, где превращали в воду весь заявленный объём?

Проводя собственное расследование, корреспонденты «АиФ» поняли — чиновники, возможно, озвучивают не истинные цифры переработанных осадков, а завышенные данные, полученные со снегоплавильных пунктов.

— Для нас нет разницы, что привёз «КамАЗ» — ледовые глыбы или свежий снег, плавилка «переваривает» и то и другое за несколько секунд, — рассказал «АиФ» Михаил Сиркин, начальник службы эксплуатации снегоплавильных пунктов «Мосводоканала». — Проверка, сколько кубометров снега лежит в кузовах, тоже не входит в наши обязанности. Шофёр отдаёт оператору путевой лист, где уже проставлен объём, а потом сводные цифры мы отправляем в департамент ЖКХ и благоустройства.

Но как же так? Чем больше кубометров напишешь, тем больше потом получишь от префектуры бюджетных денег, и за этим никто не следит? Водитель самосвала, регулярно перевозящий снег на утилизацию, на условиях анонимности объяснил, что «на самом деле разница между загруженным и разгруженным кузовом в дни оттепели может составить четверть, но в путевом листе „нарисуют“ по максимуму». И всё потому, что счёт ведётся в кубометрах. Мера объёма, как известно, зависит от погоды. Свежий снег занимает больше места, но утилизировать его сразу у коммунальщиков нет возможности. Слежавшиеся сугробы менее объёмны, но с помощью приписок легко превращаются обратно в только что выпавший снег.

— Если бы мэром был я, — резюмировал водитель самосвала, — заставил бы чиновников считать «белый мусор» в тоннах. А система контроля может быть такой — взвешивать каждый грузовик на въезде и выезде. Достаточно станет сверять показания путевого листа с данными контрольных весов.

Если всё так очевидно простому рабочему, почему незаметно ответственным чиновникам, каждый год тратящим до 70 млн долл. на утилизацию снега?

Бизнес для своих

— Новички в сферу ЖКХ не могут попасть по определению, эта отрасль ещё с советских времён надёжно поделена и криминализирована, — уверена Елена Панфилова, гендиректор Центра антикоррупционных исследований «Трансперенси Интернешнл». — Система проведения аукционов на зимнюю уборку города непрозрачна, выигрывают, как правило, фирмы, дружественные конкретным чиновникам из управ и префектур. А суммы контрактов могут быть завышены на 50% от реальной стоимости работ. Конкурентов отстраняют от участия в аукционах под вымышленными предлогами«.

Это подтверждают в московском управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС). Данные последних проверок таковы: госзаказчики и устроители аукционов только в Зеленограде и на северо-востоке столицы незаконно требовали с «неправильных» коммерсантов документы и... лицензии, которые вообще не нужны для участия в конкурсе на утилизацию снега.

Зато фирмы, которые допустили к «поеданию» пирога из осадков, зарабатывают по полной. Для начала набирают плохо говорящих по-русски гастарбайтеров, чтобы не тратиться на зарплату. Дополнительную денежку имеют на левых заказах. Набрали полкузова снега с дороги по госзаказу — можно добавить ещё столько же, собранных перед зданием какой-нибудь фирмы, по 250-350 руб. за кубометр. Наличные — в карман, счёт за вывезенный «коммерческий» снег — в префектуру, осадки — на переплавку. На них ведь не написано, где они лежали раньше — на обочине или перед входом в ночной клуб. Вот и едут к пунктам утилизации грузовик за грузовиком. Только на одной снегоплавилке «Черкизово-1» с начала сезона машины разгружались 25 тыс. раз.

— С декабря с московских улиц убрали уже более 10 млн кубометров снега, — сообщил Игорь Пергаменщик, пресс-секретарь заммэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства. — Это же объём 80 тыс. грузовых ж/д вагонов длиной 1600 км. До Берлина и то ближе.

А давайте считать осадки не грузовиками и вагонами, а садовыми тачками. И запретим УФАС волновать коммунальщиков. Тогда цифры будут ещё более впечатляющими. Представляете, сколько тачек снега можно убрать с 90 млн м² столичных территорий? Может быть, систему ЖКХ надо так же капитально перетряхивать, как и дорожное хозяйство с его пробками, пока расходы на уборку снега не сожрали весь годовой бюджет Москвы?

Кстати

Вы недовольны, что качели на детской площадке скрылись под снегом? Или во дворе не то что машину поставить негде, а даже пройти из-за сугробов трудно? Звоните на горячую линию ОАТИ 8 (499) 264-96-81 или 8 (495) 912-16-28. В их компетенции мотивировать дворников на добросовестную работу.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах