Примерное время чтения: 5 минут
427

Кто оккупировал Бородинское поле?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. Грудь как лекарство 22/12/2010

Логика подсказывает, что вроде за французами - наши тогда отступили. Стратегия говорит, что французов тогда так измотали, что их поражение было лишь делом времени, а значит, победа за нами. Жизнь показала, что неправы и те и другие. Традиционно победителем считается тот, в чьём распоряжении осталось поле боя. Сейчас оно отходит к людям, для которых история - пустой звук. Практически в преддверии празднования 200-летней годовщины Бородинской битвы на месте кровопролитных боёв строят... коттеджи и развлекательные комплексы.

Пляски на костях

Тяжёлый бульдозер рыгнул выхлопом, ткнулся ножом в землю и двинулся вперёд. Дёрн отлетал, как стружка… Обычная картина начального этапа стройки, правда? Но что-то было не так. За бульдозером в земле отчётливо виднелись кости. И зрелище оказалось настолько впечатляющим, что проняло даже водителя строительной машины. Он заглушил двигатель и, явно не веря своим глазам, склонился над останками.

«Нам местные недавно объяснили, что здесь к чему. А так-то и невдомёк было - ну поле и поле, чего такого? - оправдывался бульдозерист Юрий. - Мы ж не знали, куда ехали! Привезли нас сюда с-под Волгограда, сказали строить комплекс типа с прудом и сценой, вот мы и строим...»

Разговор происходил в районе полевых укреплений русской армии, которые называют Семёновскими или Багратионовыми флешами и про которые командующий сводной гренадёрской дивизией генерал Воронцов позже вспоминал: «Сопротивление моих людей не могло быть продолжительным - они исчезали не С поля, а НА поле сражения». Здесь же был смертельно ранен князь Багратион, здесь сразили картечью генерала Тучкова, вдова которого, кстати, придумала рецепт поминального чёрного хлеба, сейчас он так и называется - «Бородинский». Между прочим, в бытовке строителей, как бы в насмешку над ситуацией, я увидел неровно нарезанную одноимённую буханку.

«Здесь вообще запрещено какое бы то ни было строительство! - возмущается Игорь Арзамасов, завсектором памятников Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. - К тому же люди совершенно не понимают, что творят. Затеять устройство развлекательного комплекса в пойме Семёновского ручья - это надо вообще не иметь головы. Этот комплекс будет заливать каждую весну - по колено воды! Да ещё и захватили участок почти в гектар. Ни полевых исследований, ни раскопок, вообще ничего здесь не проводилось… Я не строителей обвиняю, с них действительно спрос невелик. Но заказчик-то чем думал?»

А неизвестно - думал ли вообще. Всё, что удалось узнать от рабочих, - это имя-отчество и мобильный телефон начальника. Телефон, кстати, скорее мёртв, чем жив. Я так и не смог поинтересоваться у некоего Николая Викторовича, не стыдно ли ему устраивать пляски на костях.

Власть или оккупация?

«Вы, наверное, считаете, что мы готовимся к двухсотлетнему юбилею сражения? - иронично спрашивает Михаил Черепашенец, директор Бородинского военно-исторического музея-заповедника. - А я скажу, что если дела и дальше пойдут по нынешней схеме, то никакого юбилея не будет. Будут дачи. Конечно, за пару лет все 11 тыс. га Бородино вряд ли успеют застроить. Но самые ценные места уже расхватаны. Это 635 га крестьянских наделов, которые сейчас местные жители, почуявшие близость денег, спешно переводят из «сельскохозяйственных угодий» в другой статус - дачно-строительный. И это ещё не конец. До начала 2010 г. музей мог сдерживать напор желающих устроить шашлычную с видом на батарею Раевского. Но с января местные власти, то есть Бородинский сельсовет, получили право распределять участки своей волей. Тут уж мы бессильны…»

Некоторые местные жители, впрочем, отважились поговорить с представителями прессы, правда, на условиях полной анонимности. «Да какие это строители? - средних лет мужик в сердцах принялся мять свою шапку. - Бандиты это! Сейчас работы приостановили, факт. Прессы боятся. А вот вы уедете, припрутся снова ребята на чёрных тонированных «Лендроверах» - и всё! В девяностые и то такого беспредела не было. Да что в девяностые! При немцах и то не творилось таких безобразий. Наши, выходит, хуже оккупантов? И выбрали они наиболее значимые для истории объекты - Семёновские флеши, Шевардинский редут, Валуево, где была ставка Наполеона, место прорыва казаков атамана Платова»…

«Думаю, что местные жители по-своему правы, - говорит Виктор Безотосный, старший научный сотрудник ГИМа. - Заповедник находится в подвешенном состоянии и, по сути, полностью зависим от местных властей. Я считаю, что только музей должен «пользоваться» полем. Иначе наше поражение будет полным».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (27)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах