А несколько недель назад в питерской школе отец одного из учеников на глазах у школьников избил учительницу за неподобающее, на его взгляд, отношение к его ребёнку. В Иркутске - эта история более давняя - уже сами школьники побили учителя физкультуры хоккейными клюшками за то, что тот не позволял подсматривать за девочками в раздевалке. В Интернете на одном из самых популярных порталов выложено несколько десятков отснятых учениками на мобильники видео - как они измываются над «преподами». Большинство учителей промолчали - испугались. Но один смельчак всё же нашёлся - простой учитель Валерий Стариков из города Березники согласился поговорить об ужасах средней школы. Вот только и он не так давно уволился...
Казнь за «двойку»
«АиФ»: - Валерий Владимирович, сериал «Школа», который в этом году показали по ТВ, многие учителя осудили…
В.С.: - А у меня это любимый фильм. Режиссёр Гай-Германика впервые сказала правду. Но не всю - в жизни всё гораздо хуже! Вы бы видели, что творится в учебных заведениях для трудных подростков! Но эту правду никто не хочет знать.
«АиФ»: - Вы сами ушли из школы именно поэтому?
В.С.: - Я проработал 14 лет и ушёл. Ставка - 5 тысяч рублей. Как на эту нищенскую зарплату выжить? Да и с учениками у меня начались проблемы. Хорошим ребятам я нравился - ведь не просто за зарплату трудился, работал за идею, написал учебник по обществознанию. Двоечникам же мои требования пришлись не по душе. Я теоретик, книжный человек, поэтому старался сглаживать конфликты. Но когда начинали конкретно издеваться, задираться, приходилось ставить на место. В одной из школ, где я работал, по коридорам ходили пять человек, вооружённые битами, - могли избить и ученика, и учителя. Мне пришлось троих пару раз вырубить - иначе бы они вырубили меня. За плохие оценки сегодня не просто бьют - убивают учителей. Наверное, многие видели в Интернете видео «Серёга против Вафли». Ученики 9-го класса избивают пожилую учительницу физкультуры. У неё сейчас потеря памяти, она не может поверить, что её били дети. Но во всех школах, в которых я работал, были подобные случаи издевательств над учителями. Администрация школы в таких случаях говорит: «Сам виноват, так себя поставил». Конечно, кто ещё, кроме учителя, может быть виноват во всех конфликтах?! Кстати, у нас в городе трое учащихся избили и директора школы - за то, что тот отчислял плохих учеников. От такого позора он ушёл с работы.
Наркотики, выпивка - массовое явление в школе. У меня в 9-м классе была ученица, которая приторговывала наркотиками. И сама постоянно ходила обкуренная. Я сначала выгонял её с урока, когда она приходила «навеселе». Потом сдал её врачу на освидетельствование на наркотическое опьянение. А мне заявили, что после уроков она имеет право делать что хочет, даже курить «травку». Никаких мер не было принято.
Хорошим, воспитанным детям в современной школе выжить трудно. Если они не примкнут к какой-нибудь из групп, им не позволят нормально учиться. Их будут третировать те дети, которые приходят в школу не за знанием, а за самоутверждением. А учитель ничего не может сделать - ему запрещено вступать в конфликт.
Не наставник - клоун!
«АиФ»: - Но ведь когда-то Макаренко разработал теорию, по которой, как говорят, даже трудные ученики воспитываются идеально…
В.С.: - Теория Макаренко - красивая сказка. Он предлагал строить порядок в школе на моральных наказаниях. Это утопия! Моральные наказания мало могут помочь в борьбе с аморальным поведением. Гораздо эффективнее наказания телесные, административные и экономические. Нельзя воспитывать вместе агрессивных, неуспевающих и хороших учеников, потому что в классе всегда начинают командовать плохие ученики.
Давайте обратимся к международному опыту. В Англии лет 20 назад телесные наказания заменили административными - отчислением. После 4-го класса проводят тестирование всех учащихся. На основании результатов детей распределяют на 4 потока, в 4 сорта школ: частные платные привилегированные (отличные школы), классические (хорошие школы), средние современные (посредственные школы), технические (плохие школы). Трудовые, технические школы - аналог российского ПТУ. После их окончания путь в высшее учебное заведение для таких учащихся полностью закрыт. Таким образом, современный английский педагог может отправить нарушителя дисциплины в школу низшего сорта или вообще лишить его возможности получить образование.
В цивилизованных странах уже давно избавляются от равенства в образовании. Вот и у нас за плохое поведение тоже нужно отправлять в соответствующие школы. Сегодня учитель сможет навести порядок в классах, если в его руках будет реальная власть - возможность отчислить. Решение о переводе должны принимать учителя и администрация школы, те, кто на собственном опыте знает, на что способен данный ученик. Ещё года три назад мы могли отчислять двоечников и хулиганов, которым уже исполнилось 15 лет.
Теперь нам это запретили. У нас очень странно устроено законодательство. Человека, который достиг 14-летнего возраста, можно посадить в тюрьму, а отчислить из школы нельзя. Разве это логично? У меня был ученик, который был осуждён на три года условно. Семиклассник!!! Мне приходилось учить уголовников: для проведения исследования я работал в женской колонии учителем истории. Знаете, там работать было гораздо легче, чем в некоторых средних школах. Если начали уже так массово бить учителей, что же дальше-то? Начнут захватывать школы? Ладно я мужчина, а что может бедная женщина сделать со здоровым парнем, который больше её в два раза? Я всё время ходил по краю, ведь и посадить могли за то, что отбивался. Учитель превратился в клоуна - стоит у доски, выступает, а понтоватая молодёжь хохочет, издевается.
А что ещё с клоуном делать? Второе - зарплата учителя должна быть не меньше, чем у квалифицированного рабочего: 15 тысяч рублей. А сейчас у нас учителя получают без премии 5 тысяч, с премией - 7. Получается, что заслуженный человек, который проработал в школе много лет, выучил не одно поколение, живёт в нищете. Сейчас в обычных провинциальных средних школах среди учителей остались в основном пенсионеры. Когда они уйдут, кто пойдёт на их место? Да, есть люди, которые видят в преподавании своё призвание, их не страшит ничего, но таких - единицы! Никто не хочет жить в нищете. Я знал одну учительницу, которая на педсовете упала в голодный обморок. Разве можно в таких условиях говорить о престижности профессии учителя? Какой уж там престиж при такой нищете и издевательствах, которые нас заставляют терпеть?!