Эту версию по-разному развенчали многие эксперты. Но Олег ФЕЙГИН, физик-теоретик, академик Украинской академии наук, на ней настаивает. И связывает её с такими именами, как Никола Тесла, Лев Ландау, Пётр Капица.
- Аббревиатура HAARP расшифровывается как программа высокочастотных активных авроральных исследований - согласитесь, довольно мутное сочетание слов. Фактически речь идёт о построенных на Аляске, а недавно и на острове Гренландия огромных полях антенных установок и высокочастотных излучателей. Эти излучатели способны посылать в ионосферу ионные пучки столь высокой мощности, что, отражаясь от плотных слоёв стратосферы, те попадают в заданный район Земли, вызывая сильнейший перегрев, выводя из строя электронное оборудование, деструктивно воздействуя на людей. Правда, сами американцы утверждают, что HAARP - не более чем установка для исследования северных сияний. Чему верить?
«Лучи смерти»
Если изучить историю вопроса, что я и сделал, боюсь, о безобидных северных сияниях говорить не придётся. Всё началось с того, что в руки двоих гениальных физиков - Л. Ландау и П. Капицы - попали разработки Н. Теслы.
Сам Тесла называл своё изобретение лучами смерти. Фактически же это было пучково-лучевое оружие, способное сбивать самолёты и сжигать подводные лодки тонким невидимым лучом. Известно, что в период с 1930 по 1933 г. Тесла охотно делился своим открытием с представителями великих держав - Англии, Франции, Германии, СССР. Встретившись в отеле «Нью-Йоркер» с представителями советского торгпредства (так они официально именовались), Тесла передал им свою разработку новых резонансных трансформаторов, способных выводить из строя навигационное оборудование и живую силу противника. Как деловой человек, он не склонен был делать безвозмездные подарки и в обмен получил новейшие разработки горьковских радиофизиков - чертежи новых электронных ламп и нового магнетрона.
Укрощение Ландау
Известно, что все свои изобретения Тесла мог реализовать только сам: он не делал расчётов и чертежей, пользуясь только своим пространственным воображением. Именно поэтому полученное от Теслы «сырьё» следовало передать на доработку физикам-теоретикам. А сильнейшим из них в СССР был в то время Ландау. Лев Давидович работал в Харькове, тогдашней столице Украины, в недавно организованном Украинском физико-техническом институте.
До 1933 г. физикам-теоретикам была предоставлена вольница, каковую трудно вообразить. У них не было никакой организационной структуры, никаких планов. Объединялись они в бригады, на общем собрании каждая бригада решала, чем ей заниматься. И вдруг впервые в харьковском физтехе появилась спецтематика, потребовавшая режима секретности, подписки о неразглашении, пропускной системы… Теоретики возмутились и начали саботировать неприятное новшество. Главным смутьяном оказался Ландау, не терпевший никакого ущемления личной свободы. Он даже демонстративно не появлялся в институте, когда для входа потребовались пропуска. Физики-экспериментаторы, напротив, очень обрадовались появлению военной тематики - она обещала работу на конкретный результат.
Конфликт теоретиков и экспериментаторов, казалось бы, водевильный, разрешился нешуточно - с вмешательством НКВД, с арестами, пытками и кровью. Троих физиков, в том числе невероятно одарённого и успешного Льва Шубникова, расстреляли. Над Ландау тоже сгустились тучи. Его уволили сразу с двух постов - завкафедрой в политехе и университете (якобы за то, что он немилосердно ставил двойки выпускникам рабфака, как правило, малограмотным детям рабочих и крестьян - им тогда старались давать послабление, с чем независимый Ландау не желал считаться). Оставшийся без работы и напуганный репрессиями гениальный теоретик нашёл пристанище у Петра Капицы.
В 1938 г. Льва Давидовича неожиданно арестовали и продержали на нарах год. Знаменитые письма Капицы сначала Сталину, а потом Молотову привели к тому, что Ландау освободили под личное поручительство его покровителя. После такого психического надлома неуправляемый прежде Ландау оказался сговорчивее: он послушно принялся за расчёты пучково-лучевого оружия Теслы и провёл их с привычным блеском.
В 1950 г. Капица, к тому времени лишённый института, безработный, живший затворником на своей даче в Николиной Горе, превращённой в современнейшую лабораторию, обратился с письмом к Сталину, в котором сообщал, что ядерный проект устарел, атомная бомба с её тотальным разрушением окружающей среды неспособна решать стратегические военные задачи, а он предлагает пучково-лучевое оружие, уничтожающее противника, но не затрагивающее природу.
Сталин никому не верил на слово. Вскоре на даче Капицы появились люди в военной форме. Капица продемонстрировал им модель нового оружия: стоявший в удалении амбар был сожжён на глазах у изумлённых экспертов.
О том, как дальше сложилась судьба разработки Теслы - Ландау - Капицы, читайте в ближайших номерах «АиФ».