Традиционно страстная неделя для многих христиан - повод особо задуматься о своих грехах, о том, какой подвиг совершил Христос, какую жертву Он принес за людей. Последние дни Великого поста - время испытать себя, подумать, чему каждый научился от Иисуса и чему следует еще учиться. Год назад на страницах этого же сайта мы говорили о евангельских событиях: предательстве, аресте, мучениях, распятии и смерти Спасителя.
В этой заметке, немного отступим от сложившейся традиции и акцентирем свое внимание на другой теме. Оставленность и одиночество Христа, Его страдания и смерть - это то, что знакомо каждому человеку, то немногое в жизни Сына Божьего, что люди могут разделить с Ним, в чем они могут сопереживать Ему. Мне хотелось бы поговорить о смысле страданий, о том, что христианство может дать страдающим, бедным или одиноким людям.
Вечные вопросы и ответы на них
Обычно, когда человек встречается с одиночеством, страданиями и смертью, возникают вполне оправданные известные всем вопросы: почему это происходит? почему со мной или близкими? по чьей вине? Вопросы эти глубоко личные и не смотря на общность формулировок всегда абсолютно уникальные, на них не может быть общих ответов, навязанных извне, без отклика в душе. Помочь страдающим можно только лично, только в честном диалоге и сопереживании.
Однако общий строй современной массовой культуры фактически отвергает этот путь, отождествляя трудности жизни, трагедии с каким-то сакральным страхом, какой-то сакральной безысходностью. Наше общество взрастило культуру индивидуализма, в которой большую роль играет культ соперничества, успеха и богатства. Здесь слишком часто поклоняются сильным, не жалеют слабых, живут, чтобы жить, и отрицают хоть какой-то смысл жизни. Очень многие воспринимают страдание, инвалидность, бедность, одиночество как наказание или расплату за что-то, иногда как проклятие. Такая позиция приводит к разочарованию в жизни или к чувству вины, обиде, гневу, ропоту на людей и против Бога.
Для христиан эта тема не менее актуальна, но, как бы это парадоксально ни звучало, вечные вопросы для многих из них стали банальностью. Думаю, многим знаком слащавый вариант евангельской истории и готовые книжные ответы, которые вытеснили, заменили собой жизнь. За долгие годы люди привыкли к банальным пересказам страстей Христовых, привыкли к банальным нравоучениям о том, что Христос пострадал и все тоже должны страдать, привыкли к «правильному» ответу, что грех человеческий искуплен и побежден. Грех же и обрушившиеся на людей скорби - наказание от Бога за неисполнение Его заповедей.
И на практике христианские общественные организации не больше других откликаются на нужды ближних, на чужую смерть, на чужое одиночество и на чужие страдания. Об этом писали некоторые православные священники еще в начале 90-х как о неожиданной проблеме возрождения христианства после советского режима. В итоге, у людей сторонних, тех, у кого глаз не «замылен» псевдохристианской риторикой и обилием «правильных» готовых ответов, возникает очень глубокий и серьезный вопрос: а что же страдающему человеку дает христианство?
Христианская позиция
Жизнь Иисуса Христа и тем более последние Его дни и смерть, описанные очевидцами в Евангелии, предлагают непривычное для нашей культуры, совсем иное понимание смысла жизни, смысла страданий, бедности, одиночества. Евангелие говорит, что Сын Божий страдал и умер на кресте без какой-либо вины, только за правду, за то, что открыл и явил Своей жизнью единственно возможные отношения человека и Бога, как глубоко личные, даже интимные, как отношения взаимного доверия, верности и любви.
Христос предстает нам бедным, отвергнутым, непонятым, униженным, одиноким, распятым и страдающим. Для христиан это значит, что друзья Сына Божьего те, кто идет похожим путем, кто может Его понять не только в Его словах и речах, но понять Его Самого, Его жизнь, Его как человека, как живую Личность. Те, кто скорбит, кто унывает, кто одинок или страдает, кого современный мир не принимает – это друзья Христовы, с которыми Он себя отождествил, служить которым призывал.
Евангелие прямо отвергает мнение, что трагическая судьба – обязательно наказание Божие. Скорбь, болезнь, одиночество могут вполне стать следствием гонений за правду, за служение Богу, но большей частью это следствие злодеяний человеческих и естественных причин. Христос сам дает нам пример слепорожденного человека, отвергнутого людьми. Вопреки обыденному мнению, Иисус прямо говорит, что не согрешил ни слепой, ни родители его, но его слепота для того, чтобы на нём явились дела Божии. Божье дело – это не только и не столько яркое чудо, сколько сострадающая любовь и участие людей. Каждый человек создан для любви и для проявления любви.
Известный французский христианский педагог, философ, создавший удивительные общины «Ковчег» и «Вера и Свет», где живут инвалиды, большей частью умственно отсталые, так говорил об этом: «Нет, Бог не выбирает какой-то семьи, чтобы родить человека с ограниченными возможностями. Такое выражение может страшно ранить родителей, которые не хотят быть «избранными Богом»… Бог уважает вторичные причины, законы, которые управляют вселенной и генетикой. Бог не порождает землетрясения для того, чтобы наказать злых людей. Нет! Бог оказывает, может оказывать, помощь страдающей семье через дар новой силы, новой любви».
Итак, далеко не всегда важно, почему что-то произошло, почему кому-то плохо и трудно. Часто полностью вылечить больного, окружить одинокого постоянной заботой, восстановить развалившуюся семью невозможно, и христианство не призывает к таким чудесам, хотя и не отвергает их. Если причина страдания неуничтожима, то главное - помочь страдающему, поддержать его, дать ему шанс переосмыслить свою жизнь. Главное для христиан - возместить ему извне недостающее, стать его жизненной опорой, говоря проще – проявить любовь, дружбу и верность. Христос предлагает обратить страдания во благо и страдающему и окружающим: пусть каждый послужит ближнему тем даром, что есть у него.
Что зависит от христиан?
На практике жизнь тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации требует разной поддержки, нуждается во многих опорах. Очень важно, чтобы в Церкви и в обществе все больше приживалось сострадательное, милосердное отношение к больным, одиноким, бедным, бездомным людям. Ведь Сам Христос отождествил себя с таковыми. И это во многом ответственность всех христиан: какое свидетельство о человеке, о служении людям они несут в мир?
Христиане не в состоянии заменить страждущим семью, близких, друзей, различных специалистов, к примеру, врачей. Евангелие говорит, что не стоит претендовать на чужие роли, главное, чтобы каждый смог послужить по-своему, как может, как умеет. Так и было после распятия и смерти Христа. Ученики не предотвратили ареста и убийства Учителя. Первое время они совершили много ошибок, но со временем опомнились и стали первой христианской общиной, где каждый занял подобающее ему и только ему место. Христианская община - это приветливость, сопереживание, посильная помощь, где каждый драгоценен и важен. Это пространство личных отношений, пространство дружбы, доверия, защищенности.
Об этом когда-то писал и апостол Павел, настраивая своих учеников на общинную жизнь: «Носите бремена друг друга. Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других». Именно в общинах «чужие» люди становятся братьями и сестрами.
К сожалению, на практике, далеко не все православные приходы являются теми общинами, где поддерживаются социальные инициативы прихожан. Порой и сами прихожане потеряли представление об общине как о месте, где могут быть приняты страдающие и одинокие люди. В наше время даже христиане начинают забывать: то, что по-человечески кажется упадком, неудачей, трагедией может превратиться в скрытое, но истинное присутствие Христа не только в жизни служащих, но и прежде всего в жизни тех, кому служат.
О личном свидетельстве
Только человеку дано вопреки всему на свете принять свои страдания, найти в них смысл. Не сдаться, не перетерпеть, а именно принять как личный неизбежный путь жизни, который зачем-то нужен. Эта мысль в практическом применении может стать позитивной при одном условии: страдания и одиночество сами по себе не спасительны, а гибельны. Против воли самого страдающего они не могут стать чем-то ценным для него. Пока человек не отнесется к своей судьбе особым образом, не найдет смысла в происходящем, он не сможет принять страдания, не сможет обратить их во благо себе и другим. Терпение не является лекарством. Оно может быть лишь следствием того, что одиночество или страдания приняты, что через них или в них открылся какой-то смысл.
Думаю, многим христианам под силу засвидетельствовать о чем-то из собственного опыта, из опыта богообщения, под силу оказать нелицемерную поддержку и понимание своим близким. Главное в таком общении, в такой встрече - это личное свидетельство, свидетельство о том, как конкретный человек переживает не только собственные страдания и одиночество, но и что он приобрел от общения с одинокими и страдающими людьми и самое главное, что он приобрел от встречи со страдающим, оставленным своими учениками, умершим и воскресшим Христом.
Я думаю, что хотя бы раз в году перед Пасхой, вспоминая страдания и смерть Христа, христиане со всей прямотой и честностью призваны взглянуть не только в глаза вечным вопросам и подумать о своей жизни, но и о том, что же для них христианство? Способна ли их вера вынести испытание одиночеством, страданиями и стать новой жизнью для тех, кому трудно и плохо? Дело тут не в том, как христианство технологически помогает преодолеть страдания или принять смерть, а в том, способно ли оно выстоять перед этим испытанием и стать опорой для других людей?
Юрий Белановский |