Сила воображения
Видимая картина окружающего нас мира зависит не только от того, как этот мир будет зафиксирован сетчаткой нашего глаза, но и от того, как наша зрительная система интерпретирует полученное изображение. Причина неоднозначности трактовки увиденного заключается в том, что окружающий нас мир трехмерен, а сетчатка глаза двумерна. Поэтому для того, чтобы человек получил представление об окружающем мире во всем его многообразии, зрительной системе нужно делать довольно сложные бессознательные умозаключения, прибегая к свойственному человеку воображению. Например, изображение поверхности, образованной при вращении плоского круга, является двумерным, как и отображение этой поверхности на сетчатке. Однако воспринимается оно так, что мы видим не плоский круг, а объемную сферу. Впечатление объемности целиком определяется нашей интерпретацией рисунка и данном случае иллюзорна. Хотя объемность окружающего нас мира совсем вполне объективна, поэтому способности нашей зрительной системы пользоваться воображением и позволяет нам правильно ориентироваться в пространстве. Хотя и не всегда наше воображение нам помогает, а иногда даже мешает.
На гравюре «Три сферы» художник Мариус Корнелис Эшер изобразил три плоских диска, каждый из которых «закамуфлирован» под сферу. Нижний диск лежит на столе. Средний перегнут под прямым углом вдоль диаметра. Верхний диск стоит вертикально на горизонтальной половине среднего диска.
Инструменты обмана
Среди иллюзий восприятия наиболее многочисленны пространственные зрительные иллюзии, которые часто приводят к неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Например, две равные линии, ограниченные на концах в одном случае сходящимися углами, а в другом — расходящимися воспринимаются как неодинаковые по величине: линия со сходящимися углами кажется меньшей, а линия с расходящимися углами — большей.
Два совершенно равных кружка воспринимаются как разные по величине в зависимости от того, окружают ли их большие или меньшие кружки.
Параллельные линии будут восприниматься как непараллельные, если их рассматривать на фоне взаимно пересекающихся косых линий.
Круг теряет свою правильную форму, если его рассматривать на фоне кривых линий, а стороны квадрата искривляются на фоне кругов.
Этот вид иллюзий находит свое объяснение в том законе восприятия, по которому резко выраженные особенности фона влияют на восприятие расположенных или не расположенных на этом фоне предметов.
Одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся на известном удалении друг от друга, при этом ближе расположенный предмет кажется меньше, а далекий — больше своей действительной величины. Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.
Выходит, все зависит не от того, что мы видим, а от того, что мы хотим увидеть: вазу или профили, утку или зайца, молодую или пожилую даму, лягушку или лошадь.
Маэстро иллюзий
Мастера живописи в своем творчестве пользуются всеми инструментами обмана, да и не могут они без этого, потому что двумерная плоскость картины — это своего рода сетчатка глаза. Художник переносит на полотно трехмерный мир, а зритель потом осуществляет обратное преобразование пространства.
Голландский художник Морис Корнелис Эшер (1898-1972) создал уникальные произведения искусства, в которых использовал знания о восприятии человеком зрительных образов. Работы Эшера вовлекают зрителя в противопоставление иллюзии и реальности. Например, в гравюре «Рептилии» плоское изображение ящериц чудесным образом наполняется объемом, они словно выползают за пределы рисунка.
До начала 1950-х годов Эшер не был широко известен, но после ряда выставок и статей в американских журналах он приобрел мировую известность. Творчество необычного художника раньше других оценили представители естественных наук, математики и психологи. Среди работ мастера, наиболее важных с математической точки зрения, картины, оперирующие природой самого пространства, демонстрирующие интерес художника к многомерности пространства и способности мозга распознавать трехмерные изображения на двухмерных рисунках.
Выставка гравюр Эшера в Городском музее Амстердама в 1954 была приурочена к международному конгрессу математиков. В процессе своей работы он черпал идеи из математических статьей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трехмерных фигур на плоскость и неевклидовой геометрии. Парадоксальные идеи физика и математика Роджера Пенроуза были использованы Эшером в так называемых «невозможных фигурах». Парадокс этих художественных работ основан на том, что наш мозг всегда пытается представить нарисованные на бумаге двухмерные рисунки как трехмерные. Эшер создал много произведений, в которых обратился к этой способности человеческого сознания. Наиболее интересная работа — литография «Водопад» — основана на фигуре невозможного треугольника, придуманного математиком Роджером Пенроузом. В этой работе два невозможных треугольника соединены в единую невозможную фигуру. Создается впечатление, что водопад является замкнутой системой, работающей по типу вечного двигателя, нарушая закон сохранения энергии.
Хроники М. К. Эшера
1912-1918 — обучается в средней школе. Оценки по всем предметам у Мориса были плохими за исключением рисования.
1916 — выполняет свою первую графическую работу, гравюру на фиолетовом линолеуме — портрет своего отца.
1918-1919 — посещает Технический колледж в голландском городке Дельфт.
1919-1922 — учится в Школе архитектуры и орнамента в городе Гаарлеме, Северная Голландия.
1922 — странствует по Италии и Испании, зарисовывая пейзажи, растения, насекомых.
1923 — в Сиене состоялась первая персональная выставка.
1924 — персональная выставка в Голландии.
1929 — пять персональных выставок в Голландии и Швейцарии.
1933 — пишет несколько литографий для книги ужасов The Terrible Adventures of Scholastica.
1934 — получил третью премию за картину «Нонза, Корсика» (Nonza) на выставке в Чикаго. Институт искусств в Чикаго купил эту картину. Это была первая картина, проданная в Америке.
1935 — по делам прибывает в Гаагу в дом к родителям и рисует детальный портрет отца. Гравюра была закончена в августе и отпечатана только для членов семьи.
1936 — решает отправиться в южную Европу и обращается в корабельные компании с предложением сделать картины кораблей и портов, обслуживаемых компаниями, в обмен на бесплатное путешествие. Компания «Адрия» согласилась на его предложение. На кораблях компании Эшер посещает Венецию, Анкону, Бари, Катанию, Палермо, Геную и несколько других итальянских и сицилийских городов.
1936 — заканчивает большинство гравюр для компании «Адрия». На основе эскизов путешествия создает свою первую картину невозможной реальности Still Life with Street.
1936 — посещает Альгамбру для детального изучения мавританских мозаик.
1937 — переезжает на новое место жительства в Уккель — пригород Брюсселя. В октябре Эшер показывает своему брату Биру картину-мозаику, над которой он в тот момент работал. Бир, профессор геологии, увидел в картине возможности применения идей Эшера в кристаллографии.
1938 — продолжает эксперименты с мозаиками и трансформациями. Он создает мозаику в виде двух птиц, летящих навстречу друг другу, которая легла в основу картины «День и ночь».
1937 — создает гравюры «Метаморфозы».
1949 — устраивает большую выставку своих картин, в ходе которой были проданы некоторые работы, включая одну из «Метаморфоз».
1950 — первая персональная выставка в Соединенных Штатах.
1956-1957 — продает большое количество работ, художнику предлагают сделать фреску в голландском городе Утрехте.
1959 — встречается с профессором МакГиллаври, после чего выступает на международном конгрессе кристаллографии в Англии на тему симметрии; получил копию статьи Лайонела и Роджера Пенроузов о невозможных фигурах, в которой упоминались некоторые ранние работы Эшера.
1960 — пишет картину «Восхождение и спуск», основанную на знаменитой лестнице Пенроуза; прочитал лекцию по кристаллографии в Кембридже.
1965 — профессор Каролина МакГиллаври опубликовала книгу «Аспекты симметрии в творчестве М. К. Эшера».
1970 — издана исчерпывающая книга о жизни и творчестве художника «Мир М. К. Эшера» (The World of M. K. Escher); закончена последняя работа «Змеи».
1972 — 27 марта в возрасте 73 лет Мориус Эшер скончался.
Источник - журнал «Очевидное-невероятное»