Примерное время чтения: 6 минут
193

Зам. Генпрокурора РФ Звягинцев: «С пиратством надо бороться сообща»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. Чем наше мясо безопаснее импортного? 10/06/2009

Вооружённый разбой там - серьёзная угроза безопасности судоходства, жизни моряков, страшнейшие убытки для  международной торговли. Пираты уже не раз нападали на суда, в экипажи которых входили российские граждане. О «сомалийской проблеме» «АиФ» поговорил с заместителем Генерального прокурора РФ Александром Звягинцевым.

Морские бандиты наглеют

- Некоторые политики говорят, что проблема пиратства в отдельном районе Мирового океана не тянет на глобальную.

- Более 80% международных перевозок идут морем. Грабежи и захваты судов происходят и в других районах, особенно в Карибском бассейне, в водах Западной Африки, а также в Малаккском проливе, Южно-Китайском море и прибрежных пространствах Индостана. Так что географически проблема пиратства глобальна, а преступления стали  масштабнее.

По данным Международного морского бюро Международной торговой палаты, в 2008 г. было захвачено 42 корабля и взято в заложники 815 моряков. У побережья Сомали произошло 111 инцидентов (хотя пять лет назад - всего 21 пиратская атака)!

Из нищих рыбаков - в террористы

- Каков ущерб от пиратства?

- Общий ущерб от современного пиратства оценивается в 13-16 млрд. долларов. Сюда входят и расходы на усиление защиты и охрану кораблей, и огромные затраты на страхование судов, и направление грузов более длинными  и дорогими маршрутами: вокруг Африки мимо мыса Доброй Надежды.

Что если пираты взорвут крупный танкер с нефтью? Это экологическая катастрофа огромнейшего масштаба! А если будет захвачено или повреждено судно с опасными химическими или радиоактивными веществами? 

- Говорят, что пираты связаны с террористами. Это правда?

- Есть сообщения об их связях с радикальной исламистской группировкой «Аль-Шабаб», рвущейся к власти в Сомали. Не зарождается ли здесь второй Талибан или «Аль-Каида»?!

Экстремисты, принимающие участие в пиратских рейдах, оттачивают своё мастерство. 

Пример может стать заразительным для других бедных стран. Уже сейчас в Сомали потянулись граждане из других государств - Пакистана, Ирана, Йемена.

- Захваченные пираты заявляют, что они лишь бедные рыбаки, защищающие рыбные ресурсы Сомали. Что в этом правда?

- После  падения в 1991 году в Сомали режима М. С. Барре страна погрузилась в нескончаемую череду внутренних конфликтов. Государство не могло контролировать свои прибрежные воды, богатые тунцом. Этим воспользовались «деловые люди» из Европы и Азии, направившие туда свои суда для незаконного лова и захоронения отходов, в том числе радиоактивных. Тогда сомалийские рыбаки начали нападать на такие суда, требуя «налога» за наносимый ущерб.

В настоящее время бандиты работают вне пределов территориальных вод и даже экономической зоны Сомали - это обыкновенный криминальный бизнес.

В прошлом году сомалийским пиратам удалось получить порядка 120-150 млн. долларов выкупов. Сегодня пираты удерживают 17 кораблей и около 300 человек в заложниках. У них есть даже представители для общения со средствами массовой информации и профессиональные посредники на переговорах о выкупе, своя разведка. Они нападают и с больших плавучих баз среди открытого моря, за сотни и даже тысячи миль от сомалийского побережья.

На войне как на войне

- Неужели военных кораблей крупных государств мало?

- В районе Сомали патрулируют 35 военных кораблей из 16 стран. Это самая мощная антипиратская флотилия современности.

В апреле правительство Бельгии, как и французское правительство, решило размещать на торговых судах по 8 вооружённых военнослужащих. Но за безопасный недельный проход каждого корабля бельгийский судовладелец должен заплатить примерно 110 тыс. евро!  При этом судно должно быть застраховано, а его хозяин - не предъявлять претензии к Бельгии, если пираты всё же одолеют охрану и ограбят корабль.

Раньше бандиты не причиняли ущерба людям, но теперь появились жертвы с обеих сторон. 10 апреля французский спецназ освободил пассажиров захваченной яхты, и в перестрелке были убиты заложник и двое пиратов. Через день снайперы спецподразделения США уничтожили троих морских разбойников, освобождая капитана американского контейнеровоза. В конце апреля береговая охрана Йемена, штурмуя захваченный йеменский танкер, убила ещё троих бандитов. Сомалийские пираты обещали отомстить.

- Наказание для пиратов сурово?

- В Нидерландах начался первый в Европе суд над пиратом, готовятся судебные процессы в Германии и во Франции. Впервые за 100 последних лет в США пройдёт процесс над одним из пиратов: очевидно, обвинение будет требовать пожизненного заключения. Надо продемонстрировать всем «весёлым роджерам», какая участь ждёт их при аресте американцами.

- Как решать сомалийскую проблему?

- Мы видим выход не только в создании международного антипиратского трибунала. Мировому сообществу необходимо противопоставить пиратству адекватный и консолидированный ответ. Очевидно, это комплекс мер на национальном и на международном уровне, направленных как на предупреждение актов пиратства, так и на их пресечение и судебное преследование виновных. Надо дать чётко понять морским бандитам: ответственность неотвратима.

В начале мая в Лондоне состоялось заседание исполкома Всемирной ассоциации международного права, объединяющей юристов-международников из большинства стран мира. Некоторые прямо предложили создать международный трибунал, например в Кении на базе находящихся там учреждений ООН, и специальную тюрьму для пиратов.

Кстати

Каждый год более 20 тысяч судов проходят по кратчайшему морскому пути между Европой, Азией и Африкой - через Суэцкий канал, Красное море и Аденский залив в Индийский океан и обратно. В обоих направлениях проходит порядка 700 млн. тонн грузов. 30% нефти и газа, которые потребляет Европа, везут именно этим морским путём.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах