- Какова российская аудитория Google? Сколько пользователей в сутки? И сколько вы планируете к концу 2010-го, если есть такие планы?
- Мы не меряем аудиторию в пользователях, есть данные организаций, измеряющих Интернет, они говорят, что доля Google в поисковых запросах в российском Интернете - 32 процента. Мы поисковый сайт, мы смотрим, что спрашивают и с какой частотой. Когда речь идет о миллионах, а в стране примерно 30 млн. пользователей, какая-то часть, примерно треть – это то, что наше. В конце 2005 года, когда Google появился в России, было 6-7 процентов.
- Владимир Анатольевич, когда вы догоните Яндекс? Почему вы не рекламируете себя?
- Мы не ставим задачи догнать и обогнать кого-то. Мы работаем для пользователей, а не соревнуемся. Выросли мы до 30 с лишним процентов – это результат нашей работы. У нас есть два конкурирующих поисковика, и это хорошо. Конкуренция движет прогресс, от этого выигрывают как раз пользователи. А с рекламой – это исторически так получилось, что Google практически никогда не давал рекламу. Бывают, правда, исключения. В прошлом году летом у нас была рекламная компания в Москве – когда по городу стояли плакаты: а знаете ли вы, что за углом этого дома находится то-то. Это была просто проба. Но в целом создатели компании считали, что хороший продукт сам дойдет до пользователя.
- Не собирается ли основатель и владелец Google Сергей Брин посетить Россию?
- Сергей последний раз был здесь в мае прошлого года, приезжал с частным визитом. Для нас это было событием, он провел весь вечер, отвечая на вопросы наших сотрудников. Понятно, что люди этого уровня живут с расписанием на годы вперед. Нам бы хотелось, чтобы он снова приехал. Это всегда интересно, он руководитель гигантской компании, который отлично говорит по-русски, родился в Москве.
- Интересно, чем отличается российский пользователь Интернета от пользователей других стран?
- Если говорить одним словом, это слово – «моложе», потому что по статистике в России половина аудитории Интернета моложе 25 лет. В других странах она старше в силу естественных причин - они начали раньше развивать Интернет. В Англии, например, доля пользователей моложе 25 лет уменьшается все время и пропорционально растет доля тех, кто старше.
О поведенческих характеристиках пользователей нам судить сложно, мы смотрим на это со стороны поисковых запросов. То, что какие-то продукты быстро становятся популярными, - этот происходит в силу того, что население Интернета моложе и быстрее все воспринимает.
- Какой сервис, после поиска, самый популярный на Google?
- Это, наверное, Youtube. Независимо от страны. Каждую минуту на Youtube грузится 15 часов видео. Неделя Youtube сравнима с производством 90 тысяч полнометражных фильмов.
- Будете ли вы развивать новостной портал? Сейчас он сильно проигрывает конкурентам.
- Дело в том, что новости группируются по разделам, если честно, я даже не совсем точно знаю алгоритм. Видимо, новости поднимаются вверх в силу частоты упоминаемости и цитируемости. Мы не создаем контент, Google-news – агрегатор новостей, которые находятся в СМИ. Мы просто отражаем существующую реальность, не меняем ее.
Новостной сервис Google работает автоматически. На этом сервисе, работающем на английском, есть интересные особенности, которые пока не работают в России. Например, там можно посмотреть архивы газет прошлых лет или все упоминания политических деятелей за всю историю архивов с начала 20 века. Надеюсь, что через какое-то время у нас это тоже будет доступно. Я скажу так, что у нас нет ни одного сервиса, который застыл как изваяние, они меняются постоянно.
- Скажите, когда в России появятся Google-пробки?
- Пытаемся сделать, работаем над этим. Но всегда приятнее говорить о сделанном.
- Есть ли более широкий выход на службу статистики?
- Статистики чего? Наших поисковых запросов? Есть такой сервис, называется Google Trends, который показывает, насколько менялся интерес к запросам. Меня интересует, как часто спрашивали определенное слово, например, весной 2008 года, допустим, в Ярославской области. Я получу эту статистику. Есть сервис для анализа популярности сайтов. Вопрос, наверное, связан с тем, что в конце каждого года мы публикуем регулярные обзоры самых популярных запросов или имен. Я пару дней назад запускал Google Trends, ввел несколько слов: кредиты, ипотека и кризис. Там красивые графики, стало видно, что в течение первой половины года интересовались очень активно кредитами и ипотекой, в конце года интерес пошел вниз, и из ниоткуда возникло слово «кризис», которое по частоте запросов перекрыло и кредиты, и ипотеку. Если ввести цветы и компьютеры, их спрашивают с одинаковой частотой, за исключением конца февраля-начала марта, когда пик запросов по цветам. Такой мы сезонный народ.
- Есть ли у Google своя платежная система?
- Это неполноценная платежная система с нуля. Есть чек-аут, который работает сегодня в Штатах, это надстройка над платежными картами, которая позволяет при всех транзакциях не светить номер карты. Он однажды запомнится системой, дальше просто владелец должен идентифицировать себя. Это очень сильно защищает клиента.
У нас пока, к сожалению, к пластиковым картам не очень привыкли. С одной стороны, есть момент недоверия, с другой - мы сделали в своем развитии гигантский скачок от чистой налички, минуя чеки, на пластик. А как это? Отцы и деды платили кэш, а мы тут с этим пластиком. Думаю, что 90 процентов карточек используются раз в месяц – для снятия зарплаты.
- Как кризис повлияет на развитие Интернета? Что будет с доходами Рунета?
- Это вопрос на провидение. Сложно предсказать, что будет с ростом подключения к Интернету. Надо понимать, что эта инфраструктура – затратная. Для тех компаний, которые этим занимались, это были кредитные деньги, они возвращали их за счет новых клиентов. Сегодня ситуация с кредитованием любой области та еще. Но некоторые инфраструктуры уже готовы, думаю, рост будет продолжаться на тех мощностях, которые уже есть. Если говорить о доходах, модели доходов – две. Электронная коммерция, продажа товаров и услуг и возможности рекламы. Если говорить о рекламных доходах – наверное, здесь ничего катастрофического не произойдет. Во-первых, Интернет - это самый эффективный способ рекламы, когда ты платишь за действие, не за абстрактный охват аудитории, платишь за то, что они делают то, что ты хочешь. Выгодно – поехали дальше. Во-вторых, в 2007-м году 5% рекламных бюджетов тратилось на Интернет. Это достаточно большая цифра, но она сильно ниже, чем у развитых европейских стран, там до 20 доходит, это английские данные. Поэтому тут есть куда расти. Думаю, что сейчас будет происходить перекачка оффлайновых бюджетов в онлайн. Если срезать несколько минут на телевидении, за такие деньги можно получить много рекламы в Интернете, если срезать рекламу в Интернете – даже на пару минут на телевидении не хватит. Думаю, что пока доходная часть российского Интернета чувствует себя более-менее хорошо. Вышел отчет, в котором говорится, что реклама в российском Интернете выросла за прошлый год на 60-80%. Не вдвое, как обычно, но тоже хорошо.
- Возможна ли сейчас защита информации о простом человеке? Если да, то куда писать и звонить, чтобы стерли информацию о нем. Есть ли антипоисковик?
- Поисковик – это все-таки отражение того, что есть в Интернете, он не создает сам информацию и не открывает информацию о человеке, она должна была быть открыта до того. Он ее просто проиндексировал и сделал доступной для нахождения. Если какая-то информация проиндексирована, но удалена, при следующем заходе информация исчезнет и с Google тоже. Есть такой писатель, Кристофер Бакли, который в романе «День бумеранга» подобный антипоисковик описал. Так что, наверное, такое футуристическое предсказание, которое было Бакли описано, возможно. Если кто-то считает, что информация его порочит, надо убирать с тех сайтов, на которые она попала.
- Хотелось бы больше различных конференций и презентаций вашей компании. Где можно подписаться на рассылку анонсов и приглашений на подобные мероприятия?
- Мы уже поняли, что есть потребность в этом. У нас есть блог, на котором можно оставить вопрос, там есть адреса, куда можно написать. Мы проводим семинары разные – для разработчиков, рекламодателей, партнеров, надо оставить свои координаты, и человек просто получит письмо с анонсом мероприятия.
- Почему в Google Apps в бесплатном варианте максимальное количество почтовых аккаунтов снизили до 50?
- Там есть разные уровни. 50 – скорее пробная версия. Есть Google-Apps для университетов, там количество ящиков не ограничено. Есть портальные решения. Нужно написать. Если есть причина, зачем нужно больше, это решаемо.
- Скажите, как Google относится к такому явлению, как «SEO оптимизатор сайтов»? Собирается ли Google идти навстречу специалистам, которые в своей практике применяют только «белые» методы продвижения сайтов?
- Нет однозначного ответа. Бывает поисковая оптимизация белая и черная. Сама идея оптимизации не так и плоха, в гигантских объемах информации в Интернете очень сложно ориентироваться. Есть методы, которые помогают поисковой машине это делать, объяснить, что твой сайт соответствует поисковому запросу. У Google есть целое пособие, как правильно сделать сайт, чтобы он хорошо индексировался Google. Представители Google регулярно участвуют в международных конференциях. Есть реклама в Интернете, а есть оптимизация. Как раз на этих конференциях Google дает рекомендации. Сотрудничество уже идет. Конечно, только с той частью оптимизаторского движения, которое является белым.
- Как вы относитесь к статье 1273 части 4 Гражданского кодекса? О чем думает Госдума, принимая такие странные формулировки - об использовании обычными потребителями контента в личных целях «в случае необходимости»? Чем грозит это вашему бизнесу, ведь это ставит под запрет работу поисковика?
- Это действительно статья, которая серьезно затрагивает функционирование Интернета, той основы, на которой Интернет базируется – хостеров и провайдеров. Есть практика зарубежная, в Штатах возникла эта проблема раньше. Там решили, что ответственность за содержание того, что лежит на серверах провайдера, на том, кто ее туда положил. У нас почему-то захотели пойти по другому пути. У нас есть ассоциация «Интернет и бизнес», которая объединяет почти всех игроков, работающих в Интернете, в начале недели ассоциация выпустила открытое письмо, в котором поднимаются эти вопросы. Такими поправками легко убить ту основу, на которой Интернет базируется.
- Будет ли Google Russia сотрудничать с учебными заведениями в России, использовать их как некие технологические точки роста, обеспечивая студентов работой и совершенствуя свое программное обеспечение с их помощью?
- Сотрудничаем достаточно активно, читаем лекции по всей стране, у нас есть пакет, который любой университет может взять: почта, календарь, офисные приложения, которые работают на домене университета, и эти адреса выдаются студентам пожизненно. У нас есть программа для студентов, мы берем их на стажировку к себе, это касается не только программистов, но и маркетологов. Сейчас у нас в офисе в отделе маркетинга один из ребят - студент.
- Вопрос от читателя. Мы уже второй год сотрудничаем с Google, размещая у себя на сайте вашу рекламу. Нас устраивает сотрудничество, но очень уж проблематично получать вознаграждение от размещения рекламы - через чеки и пр. В результате у нас уже накопился значительный долг от Google, который мы долгое время безуспешно пытаемся обналичить. Можно ли решить возникшую проблему здесь, в Москве, обратившись напрямую к кому-либо из представителей Google Russia?
- Отчасти этот вопрос уже решен.С лета прошлого года можно получать деньги через почтовые переводы. Чеки были неудобны, потому что приходилось долго денег ждать. Сегодня любой наш партнер в России может сказать, что хочет получать деньги почтовым переводом, и через пять рабочих дней получит извещение с почты, что деньги пришли и надо забрать. Это решает проблему для партнеров – веб-мастеров, но не решает для юридических лиц. Над решением для них тоже работаем сейчас. Для значительной части партнеров мы эту проблему уже решили.
- В какой стадии находится покупка «Бегуна»?
- Мы подавали бумаги по этой сделке в ФАС, эту сделку не утвердили.
- В какой стадии находится покупка Рамблера?
- Мы не собирались «Рамблер» покупать.
- Какие проекты планируются в ближайший год, какие планы?
- Мы не очень любим, говорить о планах, любим сначала сделать, а потом говорить. Мы будем продолжать делать то, чем занимались, запускать новые сервисы, расширять существующие. У нас есть очень хорошие карты, например, но там есть не все большие города. Это источник для развития. Будем локализовать те сервисы, которые доступны пользователям в Европе и других странах.
- У вас очень долго на новых программах стоит приставка beta-...
- Когда мы на 120 процентов уверены, что все хорошо и все работает, суффикс бета- с программ снимается. Мы знаем за собой такую особенность, относимся к ней иронично. У наших программистов есть очень красивая черная майка, там фотография земного шара, символ программы Google Earth. Там написано: Земля и 5 млрд. лет, а на спине – и все еще бета-версия.
- Владимир Анатольевич, как можно устроиться в Google на работу, какие требования?
- Требования зависят от того, кто вы по специализации. У нас в офисе работают и программисты, их много (два центра разработки - в Москве и Петербурге), у нас работают и специалисты по продажам, маркетологи, финансисты. Самое простое – на странице Google Russia есть строчка, которая говорит о вакансиях, там посмотреть и просто прислать резюме. Но основное требование – знание английского. Есть и сейчас открытые вакансии. Мы не прекращали набирать людей.
- Есть ли в Google отдел инноваций? Сколько человек в нем работают? Как изменяется успешность их работы?
- Каждый сотрудник Google в той или иной степени занимается инновациями. Каждый раз, когда с нуля разрабатывается новый продукт, люди говорят, зачем нам это надо: я думаю, что в результате запуска приложения появится столько-то человек, которые им пользуются. У Google есть принцип «70-20-10». 70 процентов времени человек должен работать над своим проектом, 20 процентов он может заниматься проектами по соседству, которые ему интересны, а 10 процентов времени делать вообще, что хочет. Из этого могут вырасти очень интересные проекты, и уже вырастали. Например, Gmail. Этот принцип пришел из подхода американских университетов, у них преподаватели день в неделю могут использовать для самообразования и других каких-то вещей. Если попасть в наш московский офис, у многих людей создастся ощущение хаоса и сумасшедшего дома, можно застать людей, играющих в теннис, а потом понимаешь, что это хорошо структурированный хаос, который позволит быть нам вполне организованными.
- Как продвинуть идею через Google?
- Если проект хорошо обоснован, люди понимают, что будет на выходе, его быстро рассмотрят. Есть стадия защиты проекта в инстанции, это делается достаточно неформально. Когда придумываешь что-то гениальное, первое, о чем думаешь – почему никто не придумал до этого? Это никому не надо? Если есть ответ, тогда нужно проверять идею на ком-то из коллег.
- Почему у вас отсутствует реклама в поисковой машине?
- Я как раз считал, что у нас реклама присутствует, просто нет баннеров и никогда не было. Понятно, что такой сервис, такая компания, где работает столько человек, должна как-то зарабатывать деньги, мы их зарабатываем на рекламе. Мы показываем на выдаче результатов поиска текстовые объявления, которые имеют отношения к поисковому запросу, и когда на них кликают, мы берем деньги с рекламодателя. Она неназойлива, но это реклама. Все, что мы делаем с первыми страницами, – иногда меняем логотип, когда отмечаем какие-то праздники. Вчера мы отмечали 200-летний юбилей Дарвина, если говорить о русских праздниках, меняем логотип на День Победы, когда отмечали 50-летие запуска первого спутника. Мы отмечали тот день, когда Россия получила право на Олимпиаду в Сочи. Тогда за ночь поменяли логотип.
Реклама должна быть нераздражающей, она показывается пользователю, когда дополняет информацию, которую он находит.
- Есть такое ощущение, что Google не торопится на российском рынке, что вероятны договоренности с Яндексом не так быстро его убирать с рынка? Так ли это, или вы действуете строго по законам рынка? Кто-то из экспертов, кажется, Леонид Делицын, написал как-то, что вы бы могли взять российский рынок за год, если бы захотели. Ошибается?
- Это надо у Лени спрашивать, он, видимо, считал, когда говорил про год. Это вещи, которые определяются не только возможной скоростью нашей работы. Мы запускаем в России продукты, которые уже популярны в мире. России тоже надо отдать должное, это не очень стандартная страна. Есть вещи, которые работали в других странах, например, прием денег за рекламу – на Западе это кредитные карты, здесь они не работают совсем, приходится делать что-то совсем новое для нас. А скорость – понятие относительное. Всегда хочется работать быстро – не всегда получается.
- Можно несколько мыслей, почему ваш портал - самый великий? Продолжите фразу: Google - это прекрасно, потому что...
- Google - это прекрасно, потому что всегда неожиданно. Google никогда не знает, что мы спросим, мы никогда не знаем, что он ответит.