Представители органов госбезопасности Тегерана разъяснили журналисту, что нахождение в стране ему запрещено. Он поделился с AIF.RU подробностями инцидента:
- Надо сказать, что я два раза был в Иране, правда, по журналистским делам, но теперь поехал как турист: страна стоит того. Страна дико интересная, и для туриста она легко досягаема, потому что двухнедельная иранская виза получается прямо в аэропорту. Страна, правда, не очень приспособлена для туризма, но, тем не менее, местные власти пытаются его развивать. Кроме того, компания «Аэрофлот» проводила специальную акцию по продаже билетов со скидками.
Итак, Георгий Зотов купил билет и прибыл в аэропорт Тегерана. Однако в отделе выдачи виз возникло непредвиденное затруднение.
- Я прилетаю в аэропорт, иду в окошко получения визы, два сотрудника вертят мой паспорт, и как-то сразу их напугала американская виза, которая там есть.
- Чем же она могла их напугать?
- Дело в том, что американцы выдают визы для журналистов: для въезда в США по работе нужно получить визу категории «I» (от слова «Information»). Они долго смотрели мой паспорт, о чём-то переговаривались, и один из них этот паспорт унёс. Я спросил: «Какие-то проблемы?» Мне ответили: «Нет, никаких».
- Как долго вам пришлось ждать у стойки, пока проверяли ваши данные?
- Прошло где-то 10 минут. Затем появился офицер госбезопасности, который сказал, что мне нужно пройти с ним. Я задал ему свой сакраментальный вопрос о «проблемах», и опять получил ответ, что «проблем никаких нет».
Мы прошли в отдельную комнатку, в которой мне заявили, что в Иран я въехать не могу, потому что своими статьями, опубликованными в «АиФе», я порочу исламскую республику Иран, наношу ей вред, и поэтому я должен быть депортирован.
- Какие действия вы предприняли в ответ?
- Я отказался подчиняться их требованию и попросил, чтобы позвали консула и предъявили официальный документ, запрещающий мне въезд на территорию страны. Они мне вкратце объяснили, что консул вызван не будет.
Несмотря на то, что я продолжал настаивать на своих правах, был вызван наряд полиции, и меня под белые ручки выпроводили из комнаты, а потом вручили мне паспорт.
Затем какое-то время прошло в объяснениях, после чего был вызван представитель «Аэрофлота», с которой меня проводили на борт самолёта и отправили в Москву.
- Получается, что с того момента, как у вас отобрали паспорт на проверку, до вашего выдворения из страны прошло совсем немного времени?
- Всего эта акция заняла где-то час. Я так понимаю, что они быстро с кем-то созванивались, что-то уточняли.
- Чем они объяснили свои действия?
- В перерывах между пререканиями офицер мне сказал, что я в «черных списках» достаточно давно, и в этом контексте все мои действия будут бесполезны.
- Кто составляет эти списки?
- Там есть такое интересное Министерство исламской ориентации и культуры, которое «пасёт» все публикации. У них есть русскоязычные сотрудники, которые очень внимательно читают любые публикации об Иране.
Надо сказать, что я писал, например, о взятках, которые вымогают местные чиновники за интервью, о том, что война с Америкой нужна самому Ирану так же, как и Америке, потому что она выгодна для местного правительства. Конечно, всё это прочитали как в посольстве, так и в самом Тегеране. Именно поэтому в аэропорту мне было объяснено, что «журналисты, которые показывают Иран в черном свете, не нужны».
- С вами грубо обращались?
- Я не могу сказать, что со мной грубо обращались, за исключением угроз. Со мной обращались вежливо, но достаточно жёстко. Когда я начал упираться и требовал вызвать консула, они пошли на такие угрозы: «мы тебе сейчас приклепаем шпионаж, нелегальное проникновение, а это совершенно другой срок и т.д.».
- И это произошло, несмотря на то, что вы объяснили им цель своего визита?
- Да, совершенно верно.