Примерное время чтения: 5 минут
286

Субмарину убил фреон? Вместо пожара на подлодке «потушили» людей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Как сегодня лучше спасать свои деньги 12/11/2008

«Только жить начал как человек…»

Субмарина проекта 971 «Щука-Б», сконструированная на Амурском судостроительном заводе, вышла с военной базы города Большой Камень 31 октября 2008 года, тогда же она совершила своё первое погружение на этих ходовых испытаниях. Через неделю в 20.30 по местному времени в носовом отсеке лодки внезапно сработала система пожаротушения. От выброса фреона, по версии следствия, и погибли люди. Всего на «Нерпе» находились 208 человек, из них 81 - военнослужащие, экипаж лодки. Остальные - члены сдаточной комиссии, сотрудники Амурского судостроительного завода, на котором изготавливали субмарину, и представители других предприятий, где собирали различные датчики и приборы для подлодки.

- Что произошло? - хмурится гвардии мичман Денис Кошеваров, который находится в приморском госпитале Фокино. - Корабль-то построили хороший, пожалуй, только одна система нас и подвела в этом хорошо отлаженном механизме. Это система «Молибден», которая и дала команду на тушение на два отсека: первый - торпедный и второй - самый многолюдный. Нам повезло, и повезло очень сильно. Во-первых, это случилось вечером, а не ночью - погибших было бы больше. Во-вторых, повезло, что фреон стал после команды поступать только в эти два отсека, а не во все шесть. Страшно представить, что было бы тогда. Я потерял сознание после второй газовой атаки. Когда очнулся, люди лежали просто вповалку. Почему так много погибших? Кто спал, кто просто мылся в душе. Откуда у голого человека средства защиты? Вон химик наш Сашка Прудников спал, дыхательный аппарат прямо перед ним висел. А он во сне вдохнул фреона - и всё. Наверное, даже и не понял. Его, уже когда как «груз 200» вертолётом снимали, в море уронили. Сильно штормило. Хорошо, достали, хоть похоронить можно. Он ведь только сейчас как человек жить начал. Машину купил, женился. Жена у него беременная… Мы, подводники, готовы практически к любой стихии: к пожарам, воде, воздуху. Но мы оказались не готовы к тому, что нас будут травить, как тараканов…

Chakra закрылась...

Атомная подлодка «Нерпа» была построена для военно-морских сил Индии. Она должна быть передана в лизинг на 10 лет Индии, где получит название Chakra. В конце ноября во Владивостоке ждали индийский экипаж для обучения - 70 человек. Сначала даже хотели испытания с ними провести, потом передумали. А вдруг что…

Лодке как-то с самого начала не везло. Строительство было начато в 1990 г. Из-за неоднократного прекращения госфинансирования сроки сдачи переносились, в проект вносились изменения. Когда в 2004 г. было подписано соглашение о достройке лодки для Индии, завод встал перед проблемой нехватки квалифицированных кадров. Из-за многолетнего отсутствия заказов и постоянных задержек зарплат почти все специалисты уволились. Новых набирали где только можно.

На воду лодка была спущена ещё в 2006 году и переведена в Большой Камень (Приморский край, завод «Восток») для дооснащения и испытаний. По планам лодку должны были ввести в строй в августе 2007 г. Ввели годом позже. Сейчас завод комментариев не даёт. Это сделал губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев: «Все свои задачи завод выполнил правильно. Систему устанавливали и монтировали контрагенты завода». То есть мы не виноваты. Так почему же это всё же случилось?

Сергей Коновалов, капитан 2-го ранга в отставке:

- Я больше чем уверен, что на всех находящихся в тот момент на лодке не хватило персональных дыхательных устройств (ПДУ). Это обычная практика, их и в советские времена не хватало. Тем более экипаж в этом случае был в два раза больше. Кроме того, большинство ПДУ не работает, а запаса тех, которые работают, хватает не на 20 минут, как положено, а всего лишь на 10.

Виктор Квятковский, капитан 2-го ранга, командир БЧ-5 (боевой части, которая отвечает за живучесть лодки):

- Дыхательные устройства загружаются в лодку перед выходом в море, и некоторые нерадивые командиры просто ленятся их проверять. Думаю, в этом случае их просто недогрузили на корабль. Это мне стало ясно сразу же после сообщения о том, что погибли люди. А что касается основной версии о несанкционированном срабатывании автоматической системы пожаротушения, то она в любом случае не могла сработать сама по себе. Для того чтобы запустить эту автоматическую систему в действие, человек должен был повернуть несколько манипуляторов и открыть клапан.

В Приморском крае день траура был 11 ноября, в Хабаровском - 12-го. Местные власти семье каждого погибшего выплатят материальную помощь в размере ста тысяч рублей. Приедет высокое начальство из Москвы. Моряки и рабочие надеются, что чиновники придут к ним в общежития и увидят, как там живут офицеры - голодно и холодно. Может, тогда поймут, отчего на подлодках бывают ЧП…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах