Воинского призыва в Чечне не было с начала 90-х. Его возобновили по просьбе самих жителей. Желающих отдать свой долг родине в Чечне оказалось много. Среди них объявили конкурс. В армию уходят самые достойные: с высшим образованием и отменным здоровьем.
На плацу в кругу танцуют лезгинку. 20-летний Николай ведёт по кругу свою партнёршу. Николай, русский терский казак, родился и вырос в Чечне. «Это обидно, что жителей республики в армию не брали раньше. Я всегда хотел служить. И не только я, но и мои друзья-чеченцы. Что жду от армии? Она сделает меня мужественнее и поможет устроиться в будущем», — говорит Николай.
Масштабный призыв в армию из Чечни был остановлен в 1994 году, в республике шла военная кампания. После вывода войск в 1996 году призыв в Чечне возобновили. Но тогда уроженцы республики пополняли ряды внутренних войск МВД и службу проходили только в Чечне. «Нам оказали доверие. Это большой шаг, и нам надо оправдать это доверие», — говорит военный комиссар Чечни Ахмед Джейрханов. Для «оправдания доверия» отбирают самых лучших.
«Вот кого мы отправляем в российскую армию, — протягивает несколько листов бумаги сотрудник республиканского военкомата Асланбек Абдулаев. — Ты посмотри, большинство ребят с высшим образованием, остальные со средним специальным, и лишь некоторые сразу после школы». В личном деле призывника, которое вслед за ним отправится в часть, среди привычных документов: паспорта, водительского удостоверения, документа об образовании и характеристики — есть поручительство за бойца. Поручителей два. Причём один среди них — глава района, в котором проживает призывник. Рядом с подписью поручителей — номера сотовых телефонов. «Если возникнет спорная ситуация, то командир части может позвонить поручителю. И все вместе тогда будем разбираться», — продолжает Абдулаев.
Комитет солдатских отцов
Призывник Зелимхан перед отправкой проверяет свой вещмешок. Среди самого необходимого — папка. Юноша аккуратно кладёт её поверх всех вещей. В папке листок формата А4 — личное обращение главы республики Рамзана Кадырова. «Будьте дисциплинированными, исполнительными в службе, верными в дружбе, упорными в учёбе. Соблюдайте требование воинской присяги и устава. Для нас неприемлемы взаимоотношения, унижающие честь и достоинство товарищей по оружию, уклонение от исполнения воинских обязанностей, создание национальных микрогрупп в воинских коллективах», — наставляет своих земляков чеченский лидер. И призывники дают на плацу торжественное обещание родителям, старейшинам, всей Чечне. «Я обещаю!..» — голос Зелимхана начинает дрожать. «Это от волнения. Ведь эти слова для меня не просто прочитал и забыл. Я обещал родителям, обещал старейшинам, уважаемым людям нашего рода. И нарушить это обещание — позор для всего рода», — говорит призывник. Зелимхану всего 18. Он с детства думает о военной карьере. Его старший брат был полицейским, погиб в 2006, средний — тоже силовик. «Я ещё с первой отправкой должен был уехать. Но поднялась температура, и меня отправили лечиться. Так бы на флоте служил. Но пехота — тоже хорошо», — с небольшой обидой рассказывает Зелимхан.
За исполнением этой клятвы будут тщательно следить. В республике уже создали Комитет солдатских отцов. Он совместно с духовными лидерами будет помогать чеченским защитникам Родины разрешать возникшие проблемы.
10 человек на солдатское место
Пока часть чеченских призывников ждёт команды: «В автобус», у дверей республиканского военкомата собираются новые желающие служить. Именно желающие. В армию из Чечни в этот призыв идут только добровольцы. Всего от республики ряды вооружённых сил должны пополнить 500 человек. А мужчин призывного возраста в республике 80 тысяч. Следующий, весенний призыв пройдёт согласно всем правилам. А пока — конкурс среди добровольцев. Конкуренция — как в хорошем вузе, 10 человек на место. И решающим фактором может стать любая мелочь.
Всех желающих служить отправляют в так называемый накопитель. Там будущих защитников Отечества переодевают в военную форму, стригут «под ёжик», делают дактилоскопию и отправляют на медкомиссию. Как признаются сами призывники, это самый страшный момент отбора. «Боюсь больше всего, что сейчас мне скажут: «Годен с небольшими ограничениями». Это означает, что в армию мне только весной можно будет, а так хочется быть первым», — делится своими опасениями Адам. Ему 25 лет. Ради службы в армии Адам уволился с работы в Москве.
Национального негатива нет
В сборном пункте будущие защитники Родины проводят всего несколько дней. И хотя он всего лишь связующее звено между гражданкой и армией, будущие солдаты уже здесь начинают жить армейской жизнью: подъём, зарядка, занятия по общественно-государственной подготовке, завтрак, обед, ужин, свободное время и отбой здесь строго прописаны.
«Принимают хорошо. Если честно, не думал, что так в Грозном примут, — признаётся призывник из Осетии Алан Габараев. — Чеченцы — хорошие воины. Они, как все мы, кавказцы, эмоциональны. Но никакого негатива на национальной почве по отношению ко мне у них нет».
«Не подведите»
Служить чеченские призывники отправляются в Южный военный округ. В пехоту, железнодорожные войска, ВВС и флот. «Год в армии — это небольшой срок. Буду скучать по родителям, братьям, сёстрам, всем родственникам. Раньше считалось, что те мужчины, которые не служили в армии, какие-то недостаточные. Я не хочу быть таким», — говорит призывник Эльдар.
Раздаётся команда: «Строиться!» Призывники образуют шеренги перед автобусом. Перекличка. И призывники стали усаживаться в автобус. «Сердце ноет, конечно», — говорит мама Зелимхана Луиза. Посадка окончена. Одна из солдатских чеченских матерей заходит в автобус и кричит бойцам: «Не подведите».