Отправиться на прогулку по Москве-реке в этом году можно с 14 крупных и трёх небольших причалов. Существующие маршруты позволят осмотреть достопримечательности, сплавать на базу отдыха или покататься в парковых зонах. А вот пользоваться речными трамвайчиками в качестве транспорта в этом году едва ли удастся: ни один из проектов по регулярному водному сообщению с отдалёнными районами так и не был реализован.
В центре города
В черте города для пассажирских судов сегодня суммарно работают 14 крупных причалов: у Киевского вокзала, Воробьёвых гор, Зелёного театра, Театра эстрады, Крымского, Лужкова, Новоспасского и Устьинского мостов, в ЦПКиО имени Горького, на Фрунзенской набережной, вблизи Кленового бульвара, в Братееве, Марьине и Коломенском. Кроме того, маломерные суда могут отправляться с Северного и Южного речных вокзалов.
Самые популярные речные маршруты проходят по центру города. Посмотреть с воды можно на базовые городские достопримечательности: здание гостиницы «Украина», Дом правительства, Новодевичий монастырь, Кремль и Красную площадь, спорткомплекс «Лужники», высотку на Котельнической набережной, Новоспасский монастырь, «Дом на набережной» (на улице Серафимовича), здание ЦДХ, памятник Петру Первому, ЦПКиО имени Горького, здание МГУ, трамплин Воробьёвых гор, здание Академии наук и Киевский вокзал.
Флотилия «Рэдиссон Роял» отправляет пароходы от причалов вблизи гостиницы «Украина» до ЦПКиО имени Горького. За 2,5–3 часа суда проплывают участок Москвы-реки, располагающийся в центре города, стоимость билета этим летом — 900 рублей. «Столичная судоходная компания» отправляет прогулочные катера с причалов у Киевского вокзала и Новоспасского моста. Экскурсия будет стоить от 450 до 800 рублей. Компания «Мегафлот» предлагает проплыть город фактически полностью, добраться из Печатников до второго причала Серебряного бора за 800 рублей, находиться в пути при этом нужно будет почти пять с половиной часов. Туристические компании «Майс» и «Роза ветров» предлагают более сокращённые маршруты от причала Лужкова моста недалеко от станции метро «Третьяковская»
Дальние берега
Теплоходы между Марьиным и Коломенским курсируют обособленно, не заплывая в центр города. Но пользоваться маршрутом в качестве транспорта всё равно довольно затруднительно: судоходная компания «Роза ветров» предлагает лишь полуторачасовую прогулку «туда-обратно» за 500 рублей. Альтернативным вариантом в северо-западной части города станут прогулки от причалов «Строгино» и «Троице-Лыково» через Серебряный бор. Подобные маршруты предлагает оператор «Мегафлот».
Другой возможный путь — поездка на подмосковную базу отдыха. Так, с Северного речного вокзала регулярно отправляются суда в «Бухту радости» на Клязьминском водохранилище, «Хвойный бор» и «Горки» на берегу Канала имени Москвы. Добраться можно на прогулочном теплоходе или, в два с половиной раза быстрее, на скоростном катере «Ракета». От любого причала в центре Москвы можно доплыть до базы отдыха «Дзержинский».
Общественный транспорт
Попытку запустить водную маршрутку год назад сделали на северо-западе Москвы. Правительство Московской области организовало переправу через реку в микрорайоне Павшинская пойма. Проплыв 600 метров, жители Красногорска могли добраться до станции метро «Мякинино». «Водные маршрутки» начали работать в конце июля, первоначально стоимость поездки составляла 50 рублей, но вскоре снизилась до 30. Этим летом аналогичный маршрут должен был курсировать от Северного речного вокзала до ПКиО «Северное Тушино» и Химок. Оператором движения в обоих случаях выступала «Столичная судоходная компания». Однако пока не начал работу ни один из маршрутов. «Суда и причалы готовы к эксплуатации, но мы никак не можем достигнуть договорённости с правительством Московской области, — рассказывает представитель компании Юлия Ефремова. — Работать себе в убыток мы тоже не хотим».
Проекты по запуску по центру Москвы регулярных городских маршрутов обсуждаются уже не первый год. Согласно городской программе, объём пассажирских перевозок водным транспортом к 2016 году должен увеличиться до 2,5 млн человек в год с сегодняшнего 1 млн. В 2011 году Департаментом транспорта была разработана концепция водной линии метро: на 19-километровом участке от Китай-города до Печатников должны были регулярно курсировать теплоходы-полукатамараны «Тверца». Весь путь с восемью остановками по плану можно было бы преодолевать за 46 минут и 50 рублей. Проект должны были реализовать летом 2012 года, но на деле так ничего и не вышло.
Год спустя, в марте 2013, появился ещё более амбициозный проект. Заместитель председателя правительства Московской области Анатолий Насонов рассказал журналистам о намерении организовать «водное такси» от проспекта маршала Жукова до подмосковного Жуковского. Катера могли проделывать весь путь за час – полтора. При этом чиновник указывал, что региональные власти готовы взять на себя лишь обустройство причалов, операторскую работу планировалось передать частным компаниям. Но договорённости ни с одной из компаний до сих пор достигнуто не было.
Читайте также:
Почему в Москве никак не сделают водное такси? >>