Мать московского генерал-губернатора Михаила Волконского Аграфена Петровна (Асечка) создала первый в России великосветский салон, в котором помимо литературно-музыкальных интересов гнездилась оппозиционная по отношению к власти мысль. Сто лет спустя другая красавица из того же княжеского рода, Зинаида Волконская, собирала в своей усадьбе лучших людей эпохи, рассуждавших весьма фривольно. От светских львиц остались память и здания, судьба некоторых из которых, прямо скажем, незавидна.
Болконский или Волконский?
По Москве рассыпано около десятка домов, в разное время принадлежавших роду Волконских. Самый знаменитый стоит на «одноимённой» улице Волхонке, 8 ➊. Правда, москвоведы полагают, что улица в XVIII в. была названа не столько по княжеской фамилии, сколько по наименованию весьма популярного у москвичей кабака «Волхонка», размещавшегося в усадьбе. Сейчас усадебный дом готовится к реконструкции, предполагается, что он войдёт в комплекс музейного городка ГМИИ им. Пушкина.
Другая усадьба Волконских - сильно перестроенное здание на Тверском бульваре, 17 ➋- принадлежала полководцу елизаветинской эпохи Семёну Фёдоровичу, готовившему в 1760 г. взятие Берлина. Однако больше знамениты два его внука - Сергей Григорьевич, один из руководителей тайного общества, сосланный после восстания на Сенатской площади в Сибирь, и Николай Григорьевич Репнин-Волконский, в котором историки литературы видят прототип Андрея Болконского.
В Чистом пер., 4 ➌, сохранился дом Софьи Григорьевны, сестры двух вышеупомянутых князей и жены Петра Волконского, основателя Генштаба Русской армии и министра императорского двора.
Его дед, тоже Пётр, жил в усадьбе, от которой сохранился флигель, выходящий на площадь, где некогда шумела знаменитая Хитровка ➍. Дом примечателен тем, что в 1872 г. здесь родился композитор Скрябин.
Сергей Волконский после возвращения из cибирской ссылки жил на ул. Спиридоновка, 21 ➎, в здании, перестроенном в начале XX в.
Московская фронда
Но самый знаменитый дом, в котором когда-либо проживали Волконские, - на ул. Тверской, 14 ➏. Сегодня здесь красивейший в России магазин «Елисеевский гастроном». Построил его в 1780-е гг. Матвей Казаков для секретаря Екатерины II Григория Козицкого (чьим именем назван переулок, на который выходит боковой фасад здания). Попав в опалу, Козицкий покончил с собой, а его вдова продолжила строительство. Как приданое дочери Анны дом перешёл к дипломату Александру Белосельскому-Белозерскому, чья дочь Зинаида, в замужестве Волконская, жила здесь, удалившись от придворной суеты Петербурга.
В салоне Зинаиды Волконской, ставшей поэтической легендой России, проводили незабываемые часы лучшие умы и таланты пушкинской эпохи. Сама хозяйка - поэтесса и прозаик, певица и композитор, художница и путешественница, искусствовед, автор исторических произведений, читавшая в оригинале Гомера, Тибулла, Петрарку, знавшая французских классиков и Байрона, - без сомнения, имеет все права на пальму первенства среди русских женщин той эпохи. Красота, ум и особый дар притягивать к себе сердца, собирали на её вечера писателей (как начинающих, так и известных), талантливых художников и музыкантов. Пушкин, Мицкевич, Карамзин, Козлов, Веневитинов, Жуковский, Баратынский, Дельвиг…
Здесь открыто порицали действия правительства, ведь фронда исходила от бывшей пассии императора (по слухам, Зинаида, почти всегда жившая отдельно от мужа Никиты Волконского, адъютанта императора, была любовницей Александра I. Император был крёстным отцом сына Зинаиды Александра, но молва считала его не крёстным, и истинным отцом мальчика).
В 1826 г. в салоне Волконской устроили «прощальный вечер» её свояченицы Марии Волконской, проезжавшей через Москву на каторгу к мужу Сергею Григорьевичу. Именно здесь Пушкин прочитал своё знаменитое послание декабристам (правда, поэт опоздал да так и не увидел Машеньку, свою любовь 1820 г., тогда ещё Раевскую).
Каренину снова под поезд?
Ещё один Волконский, Николай Сергеевич, жил в доме на Воздвиженке, 9 ➐. Здание вошло в русскую культуру как место действия многих сцен романов Льва Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина».
Хозяин дома был дедом писателя. Неудивительно, что княжну Марью Толстой «списал» с собственной матери, а старого князя Болконского - с её отца. В этом же доме Лев Николаевич «поселил» Анну Каренину. Разве не достаточно, чтобы сдувать пылинки с литературно-исторического памятника?
Однако прошлым летом специальная комиссия по определению статуса памятников отказалась считать особняк архитектурным и мемориальным памятником, и он остался без охраны. А Центр развития межличностных коммуникаций, занимающий дом Волконских, взялся за реконструкцию особняка с надстройкой одного этажа. Москвоведы опасаются, что облик здания изменится до неузнаваемости, и горько шутят, что Анна Каренина не пережила бы такого и снова бросилась бы под поезд.
Автор благодарит за помощь Елену Тончу.