Повредит ли России строительство канала через Балтийскую косу?
В Польше прошла символическая церемония начала строительства морского канала через Балтийскую косу, который соединит город-порт Эльблонг с Балтийским морем. Закон о строительстве канала польский Сейм принял еще в марте 2017 года. Стоимость проекта оценивается в 220 миллионов долларов. Согласно проектной документации, протяженность канала составит 1,3 километра, глубина — 5 метров.
В Варшаве рассчитывают, что строительство канала начнется в конце 2018 года и закончится в 2022 году. Канал соединит Калининградский (Вислинский) и Гданьский заливы, благодаря чему в морской порт Эльблонга смогут заходить корабли длиной до 100 метров, шириной до 20 метров и осадкой до 4 метров.
В настоящий момент все морские перевозки в Эльблонг и из него проходят сквозь российские территориальные воды. Корабли попадают в этот порт через территориальные воды РФ по узкому проливу в районе российского города Балтийск, который является местом базирования крупнейшей базы российского Военно-морского флота на Балтийском море. По словам эксперта Российского совета по международным делам Станислава Кувалдина, после завершения строительства канала Россия может потерять часть доходов, в то время как порт Эльблонг сможет увеличить свою прибыль. По официальным данным, с 2021 и по 2040 год канал позволит увеличить морские перевозки на 1,5 млн тонн, а прибыль порта возрастет на 114 млн злотых.
«Когда канал построят, то это лишит Россию некоторых платежей, которые она получает за проход кораблей на территорию Польши по другую сторону косы, однако это не лишит нас существенных грузопотоков, а всего лишь перераспределит внутрипольские грузоперевозки. Часть судов, которая разгружалась до этого в основных портах — Гдыне и Гданьске, будут отправляться через Эльблонг», — говорит Кувалдин.
Между тем нынешний губернатор Калининградской области Антон Алиханов ранее заявлял, что намерения Польши построить судоходный канал объясняются не экономическими, а политическими соображениями, которые имеют под собой «двойной, военный, геостратегический подтекст». По мнению Кувалдина, намерения Польши вырыть канал в Балтийской косе — ничто иное как возможность получения полной независимости от РФ.
«Как и любой канал он будет иметь стратегическое значение, которое будет связано с тем, чтобы проход вдоль польского побережья не зависел от России, чтобы РФ никаким образом не контролировала его. Это скорое говорит о том, что наши отношения находятся в такой стадии, что страны готовы вкладывать не самые маленькие деньги, чтобы договариваться с Евросоюзом о соблюдении экологических норм ради того, чтобы снять подобного рода зависимость. В данном случае позиция „ходить только через наши территориальные воды“ тоже неправильная. Но, если мы совместно не сумели жить в таком мире, и другая сторона изъявила желание строить канал, то значит это, к сожалению, наша общая ошибка», — говорит Кувалдин.
Как отметил лидер правящей в стране партии «Закон и справедливость» Ярослав Качиньский, все строительные работы будут вестись в соответствии с законодательством ЕС и экологическими нормами. Хотя в последнее время в этом вопросе возникает как раз больше претензий, связанных не со стратегическими, а с экологическими моментами. В России считают, что строительство канала создаст локальную экологическую проблему. Среди основных угроз, связанных со строительством канала, экологи, в частности, называют изменение солености воды.
«Сейчас Вислинский залив имеет только один выход в море, в его средней северной части, а в результате строительства канала он будет иметь два. Соответственно, все шторма, которые в регионе идут с юго-запада, будут промывать весь залив насквозь. Это значит, что его пресные воды и все виды, которые живут в этих водах, почувствуют существенные изменения. Залив просто станет морем. Соленость в нем вырастет до семи промилле, в то время как сейчас там 2-3-4 грамма соли на литр воды. Поэтому произойдет полная сена экосистемы, не говоря уже про осадки. Они поменяются, поскольку канал станет глубже и будет частью уже моря. Мы потеряем экосистему залива, но приобретем большую часть моря. Единственное, что может спасти, это довольно дорогое решение — делать канал, но полностью закрывать его шлюзами, чтобы проходящие суда через систему шлюзов проходили в залив, не позволяя морской воде попадать в залив, и таким образом минимизировать нагрузку», — говорит заведующая лабораторией физики моря Института океанологии им. П.П. Ширшова Ирина Чубаренко.