Китай, на два года ставший председателем совещания, подготовил к встрече новую концепцию безопасности в регионе. «Если полгода назад саммит рассматривался как «технический», то теперь речь, по существу, идёт о создании неамериканских зон взаимодействия, — пояснил «АиФ» Сергей Лузянин, замдиректора Института Дальнего Востока РАН. — Российско-китайское партнёрство не превращается в идеологический или военный союз, а СВМДА несопоставимо с жёсткой системой безопасности, которую США создали ещё во время холодной войны. Но в условиях, когда Россия и Китай стали ключевыми объектами давления со стороны США, которое приводит к деформации региональной безопасности, партнёрство наших стран обретает новое наполнение».
Интересно, что с одной стороны, Китай и США — самые крупные в мире экономические партнёры. США для Китая — крупнейший рынок сбыта его товаров с торговым оборотом более полутриллиона долларов (для примера: товарооборот Китая и России в прошлом году — около 89 млрд долл.). Кроме того, Китай — главный в мире держатель американских бумаг и долговых обязательств.
С другой стороны, Китай становится всё более мощным соперником США: экономическим — во всём мире и военным — в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Много шума здесь наделал апрельский вояж Барака Обамы по союзникам США — Японии и Южной Корее. В Японии президент Обама — хоть и не в первый раз — заявил, что американо-японский договор о гарантиях безопасности распространяется и на острова Сенкаку (китайское название Дяоюйдао) — архипелаг в Восточно-Китайском море. Принадлежность островов Японии оспаривает КНР. Последние годы США лишь наращивают военное присутствие в регионе, китайские эксперты говорят даже об «осаде».
«Китай стремится к тому, чтобы исключить гегемонию и политику жёсткой силы, — говорит Шэн Шилян, главный научный сотрудник Центра по изучению мировых проблем агентства «Синьхуа». — Это мешает поддерживать мир и безопасность во всём мире. С точки зрения конфуцианства, нужно стремиться к общему при сохранении различий между странами». Но в сложившийся в регионе ситуации в гонку вооружений втягиваются и другие страны.
К визиту Владимира Путина в Китай военные двух стран подгадали с началом очередных совместных учений «Морское взаимодействие-2014». Во вторник днём — после российско-китайских переговоров, церемонии подписания совместных документов, встречи с лидерами российских и китайских деловых кругов — президент России и председатель КНР прибыли в командный центр китайской военно-морской базы «Усун». Здесь у причальной стенки стояла эскадра кораблей Тихоокенского флота. Всего в Шанхай во главе с флагманом флота, гвардейским ракетным крейсером «Варяг», пришли 6 кораблей: большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев», эсминец «Быстрый», большой десантный корабль «Адмирал Невельской», средний морской танкер «Илим», буксир «Калар».
Со стороны военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая для участия в учениях были заявлены 9 надводных кораблей, в том числе 3 эсминца и 2 сторожевых корабля и 2 подводные лодки. А также самолёт и вертолёты с обеих сторон. Перед учениями для российских моряков устроили экскурсии в Шанхай, экипажи российских и китайских кораблей обменялись «палубными приёмами».
В ожидании лидеров у здания штаба расстелили красные ковровые дорожки, три китайских офицера несколько раз проверили строй китайской роты почётного караула — с точностью до миллиметра поправили на моряках фуражки и вытерли с их лиц капельки пота. В актовом зале, стены которого по случаю учений убрали маскировочной сеткой, друг напротив друга стояли два стола, которые должны были занять российские и китайские офицеры. На экранах на одной из стен зала можно было увидеть «живую» картинку: корабли у причала, военный самолёт на взлётном поле и так далее.
Такие учения проходят уже в третий раз. Впрочем, как пояснил «АиФ» один из российских офицеров в штабе манёвров, впервые российским и китайским кораблям предстоит действовать не отдельно, а в составе смешанных групп. В активной фазе учений — 23–24 мая — они будут отрабатывать совместные поисково-спасательные действия, оборону кораблей на якорной стоянке с боевыми стрельбами, конвоирование судов, освобождение захваченного судна.
Однако, как доложил лидерам руководитель учений с китайской стороны, замкомандующего ВМС Китая, основным будет обнаружение и опознавание целей совместной противовоздушной обороной и борьба с подводными лодками условного противника.
«Вам предстоит серьёзная и напряжённая работа по отработке совместных действий по защите морских коммуникаций, — сказал президент Путин, выступая в штабе перед российскими и китайскими офицерами на церемонии открытия учений. — Вы будете оттачивать ратное мастерство, учиться действовать слаженно, что называется, в одном строю».
Президент напомнил о том, что у такого боевого товарищества — давние традиции, в годы Второй мировой войны наши страны были союзниками, вместе противостояли агрессору. И добавил, что в следующем году нам предстоит достойно отметить юбилей Победы.
«Мы сотрудничаем в решении актуальных международных проблем, обеспечении мира и стабильности на евразийском континенте, — продолжил Владимир Путин. — Укрепляются наши связи в военной сфере. Председатель Си Цзиньпин — первым из зарубежных лидеров — посетил Центр оперативного управления Минобороны России…»
«Год назад я имел возможность посетить Центр управления Минобороны России, — тоже обратил внимание на эту деталь председатель КНР. — Это наглядный пример всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия. В будущем году исполняется 70 лет с момента окончания Второй мировой войны. Мы уже договорились с президентом Путиным, что проведём несколько совместных мероприятий в честь юбилея. В 2012 и 2013 году мы уже проводили совместные учения и добились успеха. Новые учения ещё раз покажут нашу решимость и волю к совместному отражению вызовов и угроз, решимость в обеспечении стабильности и мира, взаимодействие вооружённых сил».
Ближе к вечеру в Шанхае начались мероприятия по программе СМВДА: совместное фотографирование глав делегаций стран-участниц Совещания, официальный обед от имени председателя КНР Си Цзиньпина в честь высоких гостей, торжественный концерт. Заседания лидеров состоятся в среду. Тем временем у Владимира Путина на вечер запланировано ещё несколько двусторонних встреч — с президентом Монголии Элбэгдоржем, генсеком ООН Пан Ги Муном и президентом Афганистана Хамидом Карзаем.
Тем временем, как пояснил «АиФ» накануне поездки Юрий Ушаков, помощник президента по международным делам, в российскую делегацию на этот раз вошло рекордное количество руководителей крупнейших отечественных компаний и глав регионов, которые развивают сотрудничество с китайскими регионами. А к подписанию во время визита готовилось аж четыре десятка документов — как межгосударственных, так и коммерческих. Например, на финишную прямую вышли подготовка новых нефтяных контрактов и идущие уже десяток лет переговоры по поставкам в Китай российского газа. Предполагалось, что заодно может быть «обновлён» и контракт, который китайцы заключили ещё с прежними украинскими властями, на строительство в Крыму нового глубоководного порта.
Почём газ для Поднебесной?
«Начало поставок планируется на 2019 г., объём — 38 млрд кубометров в год, — рассказал «АиФ» Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности. — Газ пойдёт в Китай по так называемому Восточному маршруту через Благовещенск с Ковыктинского и Чаяндинского газоконденсантных месторождений».
Переговоры о поставках российского газа в Китай шли 14 лет. Камнем преткновения оставалась цена вопроса. Перед началом визита называлась следующая — 350–400 долл. за тыс. куб.
«Да, Китай знает о возможных проблемах «Газпрома» в Европе из-за рисков транзита сырья через Украину, — продолжает А. Пасечник. — Но нельзя говорить, что уступки будут односторонними. Ведь разговоры о необходимости снижения доли российского газа в Европе ведутся последние 5 лет, а на деле всё происходит наоборот. В 2013 г. «Газпром» поставил туда рекордные объёмы — более 160 млрд куб. м, а в первом квартале 2014 г. поставки приросли почти на 3 %. «Газпром» же, в свою очередь, понимает, что российский газ присутствует в стратегии энергетического развития Китая и, чтобы его получить до 2020 г., контракт нужно подписать в течение 2014 г.
Кстати, в дальнейшем планируется увеличение поставок в Поднебесную в том числе за счёт Западного маршрута — по проектируемому газопроводу «Алтай». По нему газ пойдёт главным образом с месторождений Западной Сибири».