Число чиновников в России сократится в разы?
Группа депутатов Госдумы РФ во главе с председателем Комитета по местному самоуправлению Алексеем Диденко (ЛДПР) и члены Совета Федерации внесли в Госдуму законопроект о новом типе муниципального образования: муниципальном округе.
В чём суть законопроекта?
Документ вводит новый тип муниципального образования: муниципальный округ. Он может состоять не менее чем из трёх населённых пунктов. В эти новые округа могут войти все поселки, города, сёла муниципальных районов. Сами же районы упразднят. Кроме того, законопроект предусматривает, что если городские округа объединят с муниципальными районами и после этого под определение «городских округов» они уже подходить не будут, эти территории могут преобразовать в муниципальные округа.
«Новый вид муниципального образования не является противопоставлением городскому округу, поскольку допускает возможность вхождения в его состав городов, в которых концентрируются „бюджетообразующие“ ресурсы», — отмечается в пояснительной записке.
По данным РАПСИ, все эти преобразования могут привести к тому, что при объединении округов будут объединяться и их властные структуры. Как следствие, неизбежно сокращение штатов. В итоге освободятся бюджетные деньги, которые ранее шли на зарплаты, можно будет использовать их на улучшение качества жизни людей.
Действительно ли это приведет к сокращению чиновников?
«Инициаторы законопроекта аргументируют нововведение тем, что уменьшится количество чиновников и якобы снизятся издержки на систему управления, но это не соответствует действительности, — говорит Эмиль Маркварт, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор института общественных наук РАНХиГС, президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления. — Методика оценки эффектов разного рода укрупнений, в том числе с учётом европейского опыта, показывает, что никакого снижения издержек в результате подобного рода объединений не происходит. Никакого экономического эффекта этот процесс не даст».
По словам эксперта, муниципальные округа создаются, чтобы губернаторам было проще управлять территорией. «Губернатор вносит на рассмотрение кандидатуры на пост главы муниципального образования. В поселениях они это делать напрямую не могут, что очень сильно раздражает региональные власти. После введения муниципальных округов на территории будет всего несколько десятков глав, которых губернаторы и будут назначать через процедуру конкурсного отбора», — поясняет Маркварт.
Ольга Моляренко, кандидат социологических наук, доцент кафедры местного самоуправления НИУ ВШЭ, также говорит, что фактической экономии денежных средств в результате объединения сельских поселений не произойдёт, хотя количество чиновников и сократится. «Из муниципального района с кучей сельских поселений, входящих в его состав, создаётся один муниципальный округ. В итоге вместо, условно говоря, 16 администраций (если было 15 поселений и районная администрация) остаётся одна администрация. Были депутаты из всех этих муниципалитетов, остаются депутаты только из муниципального округа. Был глава у каждого из муниципалитетов, остаётся только один глава у муниципального округа. Проблема в том, что из опыта России и того, с чем столкнулись многие зарубежные страны, например Новая Зеландия, видно, что фактически это никогда не приводит к реальной экономии бюджетных расходов. Потому что, во-первых, сокращаются чиновники самого низкого уровня: у них очень низкие зарплаты. Во-вторых, это сокращение компенсируется: начинают разрастаться штаты сотрудников, которые создаются на уровне муниципального округа», — отмечает Моляренко.
Также процесс объединения поселений приводит к депопуляции сельской местности, как говорит эксперт. «Закрывается местная администрация, соответственно, рынок труда в сельском поселении резко проседает. Людей в селе держала работа, после объединения они больше склонны к переездам. В целом эта система сильно ударит по деревне, после объединения начинает развиваться центр, вся остальная территория стагнирует», — поясняет Моляренко.