11 марта депутаты Госдумы от разных фракций внесли на рассмотрение законопроект, призванный устранить пробел в устройстве местного самоуправления. После реформы могут появиться два новых вида муниципальных образований — городской округ с внутригородским делением и внутригородской район.
«В соответствии с Конституцией и Европейской хартией о местном самоуправлении, у нас осуществляется двухуровневая модель местного самоуправления. Работает принцип: поселения для населения, муниципальные районы для поселений», — сказал первый замглавы думской фракции «Единая Россия», председатель Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко. Законопроект предлагает распространить эту модель организации местного самоуправления и на крупные городские округа.
Однако, по словам депутата, в крупных городах «не в полной мере была раскрыта сущность этого двухуровневого способа управления формирования власти». В них общегородская муниципальная власть отдалена от населения и зачастую оказывается малоэффективной, а её деятельность регулярно сопровождается коррупционными скандалами, звучат упрёки в нецелевом использовании бюджетных средств.
Законопроект предусматривает, что население будет выбирать депутатов своего района. Затем они же из своего состава изберут депутатов городских органов представительной власти. Затем уже городские депутаты будут из своего состава выбирать главу города. Административные функции будут возложены на сити-менеджера, назначаемого на должность по контракту.
«Анализ показывает, что сегодня административные образования в рамках городских округов и так управляются территориальными управлениями, являющимися структурными подразделениями администрации города. А вот представительные органы, которые будут избираться внутри этих районов, позволят снизить нагрузку с 30–50 тысяч избирателей на одного депутата до 3–5 тысяч», — сказал Вячеслав Тимченко.
Снижение нагрузки на депутатов позволит им эффективней работать с людьми, считает глава города Владикавказ Бэла Икоева: «Сейчас у нас один депутат представляет интересы 10 тысяч человек. Понятно, что работать с каждым избирателем он не в состоянии. Снижение нагрузки позволит депутату больше общаться с избирателями и быть в курсе их проблем». Икоева уверена, что выборы районных депутатов позволят власти стать ближе населению.
Более того, как утверждает доктор социологических наук, профессор Ольга Уржа, люди гораздо лучше будут знать своих представителей. И спрашивать с депутатов, которых они хорошо знают, избирателям станет проще. Ольга Уржа также считает вполне логичным и назначение сити-менеджеров.
«Эффективно управлять может только профессионал. Не случайно ещё в XIX веке владельцы предприятий начали нанимать на работу менеджеров, которым доверяли управление своей собственностью, — напомнила профессор. — То же самое должно происходить и в управлении городом: глава знает о нуждах населения, а сити-менеджер будет делать всё необходимое для решения проблем».
Между тем, по словам заведующего кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонида Полякова, необходимость реформы местного самоуправления становится всё более очевидной. «Россия сильна регионами, а регионы состоят из муниципалитетов. В стране выстраивается единая система власти, которая соединяет государственную власть и местное самоуправление, и, конечно, местное самоуправление нуждается в повышении своей эффективности», — отметил политолог.
Одна из важных проблем, которая обсуждается в ходе реформы, — это финансирование. По словам Полякова, необходимо «организовать местное самоуправление таким образом, чтобы было понятно, куда направлять деньги». «Всё делается в конкретных муниципалитетах, и если не будет чёткой связи между всеми уровнями власти, и если муниципалитеты будут оставаться с недофинансированием и с проблемами в организации чёткой и открытой связи между населением и властью, то эффект будет ниже ожидаемого», — заметил Поляков.