Примерное время чтения: 7 минут
345

Снаряд раздора. Как завод «Сибсельмаш» не делал химическое оружие для Сирии

Сюжет Ситуация вокруг возможного применения властями Сирии химоружия

Опубликованный экспертами ООН доклад о применении химического оружия 21 августа под Дамаском вызвал новые разговоры о «вине русских в убийстве мирных сирийцев химическим оружием».

Сибирский след сирийского конфликта

Основанием для таких разговоров стало то, что в докладе экспертов ООН говорится об обнаружении частей неуправляемого реактивного снаряда «земля – земля» с маркировкой на кириллице. Согласно маркировке, он был опознан как снаряд типа М-14 калибра 140 мм, произведенный в Советском Союзе. Более того, отталкиваясь от цифрового и буквенного кода, установлено, что снаряд был произведен в Сибири на заводе «Сибсельмаш».

В результате многие на Западе, да и в российской блогосфере поспешили сделать вывод, что советский завод по производству сельхозтехники делал химическое оружие, которое продавалось в Сирию. И теперь этими снарядами режим Асада убивает мирных граждан.

Прежде чем делать столь далеко идущие выводы, стоит досконально разобраться.

Расположенное в городе Новосибирске предприятие «Сибсельмаш» начало создаваться в 1929 году как завод по производству комбайнов и другой сельхозтехники «Сибкомбайн».

С развитием предприятие осваивало все новые производственные сферы – производство машин и оборудования для текстильной промышленности, запчастей, оборудования для железнодорожного и водного транспорта.

К 1938 году, предприятие, носившее к тому времени название «комбинат 179», получает задачу на освоение производства продукции оборонного назначения: снарядов разного типа, взрывателей и патронов. Все это происходит с одновременным сохранением производства товаров гражданского назначения.

Завод двойного назначения

В советский период широко использовалась такая формула – «предприятие двойного назначения». В качестве шутки она объяснялась так – с началом войны завод по производству макарон начнет делать патроны.

Предприятиями двойного назначения являлось большинство советских заводов и фабрик. Такая государственная политика основывалась на горьком опыте, полученном, как ни странно, еще в царский период. Вступившая в Первую Мировую войну Российская Империя вдруг обнаружила, что не в состоянии в достаточном для нужд армии военного периода количестве выпускать вооружения и боеприпасы.

Во фронтовых частях порой не имело винтовок до трети солдат, а патронов не хватало просто катастрофически.

Боеприпасы приходилось покупать у союзников за золото. Все это, не в последнюю очередь, повлияло на военные неудачи России в Первой Мировой войне.

Этот урок был хорошо выучен, и советские предприятия строились с расчетом на то, что в нужный момент они быстро смогут перейти на оборонные рельсы.

Но были и другие заводы, которые обеспечивали потребности армии в мирное время, выполняя так называемый «оборонный заказ». К ним относился и комбинат 179, впоследствии известный как «Сибсельмаш».

С началом войны главной продукций комбината 179 стали артиллерийские снаряды, взрыватели, бомбы, мины и взрывчатка. Вклад новосибирских оружейников в победу неоценим.

Самое поразительное, что, несмотря на это, комбинат продолжал всю войну строить и технику для сельского хозяйства.

В 1944 году предприятие снова начинает переходить в основном на выпуск сельскохозяйственной техники, однако, тем не менее, оборонная продукция на предприятии выпускалась весь советский период.

Итак, завод «Сибсельмаш» являлся предприятием двойного назначения, который, помимо сельхозтехники, выпускал еще и различные артиллерийские снаряды.

Заряд для наследницы «Катюши»

На остатках найденного под Дамаском снаряда  можно прочитать написанные кириллицей буквы «И» и «Ш», а также цифры 4-67-179. Эксперты по вооружениям считают, что речь идет о снаряде четвертой партии, которая была выпущена в 1967 году заводом «Сибсельмаш».

Неуправляемые снаряды М-14 действительно выпускались новосибирским предприятием. Предназначались они для установки залпового огня БМ-14, послевоенной модификации знаменитой «Катюши». БМ-14 была принята на вооружение Советской Армии в 1952 году, а в середине 1960-х была заменена на более современную БМ-21 «Град».

Реактивная система залпового огня БМ-14 Реактивная система залпового огня БМ-14. Фото wikipedia.org

Для БМ-14 выпускали три вида снарядов: осколочно-фугасный, производство которого было начато в 1952 году, а также дымовой и химический, производство которых было налажено в 1955 году.

Отличаются они, в первую очередь, начинкой боеголовок. То есть теоретически на снаряд М-14 можно поставить как осколочно-фугасный, так и химический заряд.

В период с 1967 по 1969 годы Советский Союз передал Сирии 200 установок БМ-14 с боеприпасами к ним. В эту партию, очевидно, вошел и снаряд, обнаруженный под Дамаском.

Еще раз отметим – завод «Сибсельмаш» делал только снаряды, а не боевую химию.

А самое главное – Советский Союз не передавал Сирии боеприпасов с химической начинкой. И это, как ни странно, подтверждают западные эксперты, отмечающие, что разработкой химического оружия Сирия занялась в 1970-х годах, то есть уже после того, как контракт по БМ-14 и снарядам к нему был выполнен.

Кстати, эксперты ООН не нашли следов самой боеголовки, что еще раз подтверждает – да, снаряд новосибирский, а его химическая начинка ни к России, ни к Советскому Союзу отношения не имеет.

Зарядят ли Царь-Пушку ядерной бомбой?

Есть еще один интересный момент – по данным военных экспертов, в частности, редактора журнала «Арсенал России» Виктора Мураховского, установки БМ-14 сняты с вооружения сирийской армии как устаревшие. И сами установки, и боеприпасы были помещены для хранения на базах армейского резерва.

В ходе гражданской войны многие армейские склады были захвачены оппозционерами. Там они и могли завладеть и БМ-14, и снарядами к ним.

Согласно принятой в Сирии военной доктрине, химическое оружие рассматривается как оружие сдерживания, то есть, в том качестве, в каком Россия и США рассматривают ядерное оружие. Боевую химию сирийские войска, согласно доктрине, готовы применить в самом крайнем случае – в случае широкомасштабного нападения Израиля.

Поэтому логично предположить, что свое химическое оружие армия Сирии размещает на новейших носителях, способных обеспечить его высокую эффективность. Так с какой стати оно вдруг оказалось на списанном устаревшем снаряде «земля-земля»?

Как уже много раз говорилось, правительству Асада нет ни малейшего смысла применять химическое оружие в гражданской войне, и тем более делать это при помощи снарядов полувековой давности. С таким же успехом можно всерьез рассуждать о том, что российская армия будет стрелять по противнику ядерными бомбами из Царь-Пушки.

Химия на коленке

А вот у кого был прямой интерес устраивать химическую атаку, так это у сирийской оппозиции, которая не в состоянии своими силами справиться с режимом Асада и уповает лишь на иностранную интервенцию.

Кстати, помимо единственного снаряда с новосибирской маркировкой эксперты ООН обнаружили целый ряд обломков, более всего похожих на самодельные снаряды кустарного производства. Весьма сомнительно, что правительственные войска собирают ракеты из водопроводных труб.

Что же касается самой химической начинки снаряда, то, увы, сегодня ее может сделать если не любой желающий, то любой умелый химик, имеющий необходимые компоненты, которые, в отличие от компонентов ядерного оружия, вполне доступны.  Достаточно вспомнить химиков из секты «Аум Синрике», синтезировавших зарин для атаки в токийском метрополитене.

Одно можно сказать точно – завод «Сибсельмаш», ныне, к сожалению, объявленный банкротом, никакой ответственности за события в Сирии и химическую атаку под Дамаском не несет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах