В феврале Госдума приняла в первом чтении закон «о резиновых квартирах». Документ существенно ужесточает наказание за нарушение правил регистрации – вплоть до уголовной ответственности. Новые нормы вызвали недовольство общественности: многие россияне не живут по месту регистрации, после вступления закона в силу им грозит от штрафа до тюремного заключения. В Госдуму в апреле было передано более 100 тыс подписей людей, протестующих против принятия документа.
Зачем России понадобился закон «о резиновых квартирах»? Как бороться с нелегальными мигранта ми, не ущемляя права россиян? Что депутаты намерены изменить в уже принятом документе? На эти и другие вопросы АиФ.ru ответил разработчик поправок в законопроект Александр Агеев.
АиФ.ru: На минувшей неделе в Госдуму было передано более 100 тыс подписей интернет-пользователей, которые требуют и вовсе отказаться от рассмотрения этого законопроекта. Каковы сейчас перспективы этого документа?
Александр Агеев (АА): Прием поправок завершен 15 марта. Я внес ряд предложений, которые, по моему мнению, сделают этот документ работающим законом, не ущемляющим права законопослушных россиян.
«Включать протест» и говорить, что нам этот закон совсем не нужен – неправильно. Если документ будет доработан, то он решит сразу несколько задач: контроль над миграционными потоками внутри страны, учет сдаваемого в аренду жилья, рабочей силы и внешней миграции.
На статистику перемещений завязано много вопросов. Дотации из федерального бюджета регионам рассчитываются исходя из числа жителей субъекта РФ. Трудовая миграция – это, по большому счету, оценка состоятельности региона: его привлекательности, рынка вакансий и зарплат.
АиФ.ru: То есть в данном случае принципиально знать о передвижениях россиян из региона в регион, а не из одного района города в другой?
А.А.: Да, из региона в регион и из муниципалитета в муниципалитет. Из соображений продовольственной безопасности мы должны понимать: в каких селах у нас остается молодежь, а откуда она уезжает. Контроль важен еще и для того, чтобы население не уклонялось от своих обязательств перед государством. Сейчас люди сдают квартиры в аренду, получают с этого доход – налоги с этого не платят. Из-за неразберихи на рынке арендного жилья мы не можем найти своих собственных граждан: некоторые, съезжая с той квартиры, где они зарегистрированы, скрываются от уплаты штрафов, не являются в суд, не гасят кредиты.
«Резиновые квартиры»: практика применения
АиФ.ru: Когда этот законопроект вносили в Госдуму, населению уже объяснили, зачем нужен этот законопроект. Протест вызывает тот факт, что в нынешнем виде закон может доставить дискомфорт и добропорядочным гражданам.
А.А.: Да, в нынешнем виде закон не решает сути проблем. Поэтому и возникла необходимость в доработках и я первым из депутатов принялся за написание поправок.
По нынешним нормам человек может пребывать без регистрации 90 дней. Проблемы возникают из-за того, что каждый россиянин считает: если он кого-то зарегистрировал на своей жилплощади, то фактически подарил этому человеку часть квартиры. Граждане были вынуждены обращаться к различным компаниям, которые выдавали всякие липовые справки. Регистрация и права на квартиру уже давно не связаны, но я не знаю, сколько должно пройти времени, чтобы истребить эти стереотипы.
АиФ.ru: Давайте тогда «на пальцах» объясним, что сейчас прописано в законопроекте и что предлагаете изменить вы.
А.А.: Итак, мы предлагаем регистрировать граждан не в конкретной квартире, а в муниципалитете (муниципалитет = город, село, управа в случае Москвы – прим. редакции).
Как сейчас: Если условный Вася приезжает из Санкт-Петербурга в Москву, заселяется в какую-то условную квартиру, он должен в течение 90 дней обратиться в миграционную службу и зарегистрироваться по месту жительства. Согласно законопроекту, который был уже принят в первом чтении, в тех случаях, когда ни наниматель, ни владелец квартиры не представили документы в ФМС, им обоим грозит штраф до 5 тыс рублей каждому.
Как предлагается изменить эту норму: Я предлагаю дать гражданам возможность регистрироваться при муниципалитете. Приезжает Вася из Питера, идет в администрацию муниципалитета – в управу, и регистрируется при муниципалитете. При регистрации он указывает свой адрес, если необходимо будет его найти, можно увидеть его адрес. На этот адрес ему будут приходить письма – в том числе повестки, штрафы, но непосредственно в квартире он регистрироваться не будет.
Мы предлагаем установить минимальную норму площади на одного человека – 6 квадратных метров. Если площади недостаточно, то человека просто не регистрируют в квартире.
Как сейчас: «Резиновые квартиры» возникают из-за того, что законодательство не ограничивает количество людей, которое можно зарегистрировать по одному адресу. Российские граждане уже приспособились – продают по одному квадратному метру, регистрируют у себя за деньги. Получается, что у человека жилплощади нет, а нужные документы – есть. Законопроектом, принятом в первом чтении, за такую фиктивную регистрацию предлагается ввести уголовную ответственность – до 3 лет тюремного заключения
Как предлагается изменить эту норму: Мы предлагаем исключить возможность фиктивной регистрации в принципе. Давайте разрешать регистрировать граждан только в том случае, если на каждого человека, включая уже «прописанных» по этому адресу, приходится не менее 6 квадратных метров. Исключение сделаем для близких родственников – детей, родителей, мужей, жен. Их можно регистрировать у себя вне зависимости от количества квадратных метров. Ряд депутатов – Ирина Яровая и Павел Крашенинников – предлагают установить эту норму на уровне 8 метров.
Я предлагаю полностью освобождать российских граждан от ответственности за нарушения, связанные с регистрацией, если у них нет непогашенных обязательств перед государством.
Как сейчас: Согласно предлагаемому законопроекту, если инспектор ФМС обнаружит, что условный Иван Иванович Иванов живет без регистрации в Москве, он может быть оштрафован на 5 тыс рублей. Если у Иванова фиктивная регистрация – например, по документам он живет в квартире, где зарегистрировано еще 40 человек, то гражданину грозит уголовное преследование.
Как предлагается изменить эту норму: К Иванову приходит инспектор ФМС, не находит у него регистрации и составляет протокол. Прежде чем выслать Иванову квитанцию для оплаты штрафа или даже начать против него производство, инспектор проверяет, нет ли за человеком задолженностей – непогашенных штрафов, просроченных выплат, уточняет, не скрывается ли этот человек от правоохранительных органов или военкомата. Если за Ивановым никаких задолженностей нет, то протокол по поводу отсутствия регистрации аннулируется.
В идеале, конечно, если будут узаконены миграционные патрули, они должны быть оснащены каким-то переносным гаджетом, который сразу позволит им проверять, есть ли у человека задолженность. При этом я хочу отметить, миграционные патрули, которые ходят сейчас, незаконны. Граждане имеют право не пускать их в квартиры.
Предлагаю исключить ответственность за проживание не по месту регистрации, если фактически гражданин находится в том же самом муниципалитете. Исключение – Москва и Санкт-Петербург.
Как сейчас: Каждый раз, меняя квартиру в пределах одного города, вы обязаны регистрироваться в ней вновь. Согласно принятому в первом чтении закону, если вы, к примеру, вы зарегистрированы в своей собственной квартире, а фактически живете в том же городе, но у супруга/супруги, вам грозит штраф.
Как предлагается изменить эту норму: Если вы зарегистрированы в муниципалитете по одному адресу (например, у родителей или в аварийной квартире, где просто нет необходимых условий), а живете – по другому (например, на съемной квартире), то отсутствие регистрации на арендуемой площади не должно стать поводом для наказания. При этом Москва и Санкт-Петербург должны рассматриваться как единый муниципалитет.
АиФ.ru: По поводу внедрения ваших предложений: понятно, во сколько обойдется государству возможность регистрировать граждан при муниципалитетах?
А.А.:Конечно, нужно рассчитывать, сколько будет тратить муниципалитет на подобный учет. У меня расчетов нет – к поправкам расчеты не делаются. Сейчас государство говорит, что на проведение рейдов по выявлению незарегистрированных граждан дополнительных расходов не потребуется. Но мы понимаем, что при таком раскладе штат полиции и ФМС не будет расширен под эти задачи, а значит инспекторов будут просто отвлекать от другой работы. Учитывая, сколько у нас миграционных проблем, отвлечение людей вряд ли пойдет на пользу этой сфере.
Перспективы поправок: когда ждать изменений в законопроект
АиФ.ru: Так все же кто пострадает от того законопроекта, который был принят в первом чтении - нелегальные мигранты из других стран?
А.А.: Сейчас в администрации президента и ФМС говорят, что российских граждан привлекать к ответственности по этому закону не будут. Все заинтересованные стороны соглашаются: критерием для привлечения к ответственности россиян должно быть исполнение обязательств перед государством. Если же у человека есть долги перед страной, он будет отвечать и за отсутствие регистрации.
Правда, при нынешней формулировке закона этот тезис открывает простор для коррупции. Если человека, который ничего не должен, привлекут к ответственности, он не сможет предъявить эти устные обещания ФМС в суде. Поэтому мы и пытаемся внести поправки.
АиФ.ru: Вы уже обсуждали их в комитете?
А.А.: Комитет рассмотрит их через две недели. Мы обсуждали эти поправки с председателем комитета – Владимиром Плигиным. Он не согласился только с одной поправкой – регистрацией при муниципалитете.
АиФ.ru: Получается, он не согласился с ключевой поправкой?
А.А.:Да, с ключевой поправкой. Но при этом мы обсудили с Плигиным в целом проблему арендного жилья, и он согласился вместе со мной ввести поправку, чтобы освободить аренду квартир от налогов. Хотя бы на несколько лет, чтобы вывести этот рынок из тени. Если нельзя отменить налог совсем, то давайте хотя бы снизим с 13 до 10%.
АиФ.ru: А с фракцией эти поправки обсуждались?
А.А.: Фракция меня поддержала.
АиФ.ru: Когда эти поправки будут вынесены на рассмотрении Госдумы и какова вероятность, они все же будут приняты?
А.А.:Пока я не могу сказать наверняка, когда вопрос будет вынесен на заседание Госдумы. Понимание того, что закон не стоит оставлять в его нынешнем виде, есть. Мы уже договорились, что российские граждане будут выведены из-под ответственности. Планируем позволить регистрироваться по месту работы. Остальное будет обсуждаться.