Правительство Южной Кореи попросило Россию и Китай помочь удержать КНДР от военных провокаций. Об этом в среду, 10 апреля, во время заседания парламента Южной Кореи сообщил министр иностранных дел страны Юн Бен Се. Глава ведомства также заявил, что Сеул в тесном сотрудничестве с Москвой и Пекином продолжает убеждать Пхеньян изменить свою позицию. В ночь на среду Пентагон обнародовал свои разведывательные данные, согласно которым КНДР готова к запуску баллистической ракеты средней дальности, а Китай закрыл границу с Северной Кореей из-за опасной ситуации на полуострове.
Российские эксперты убеждены, просьба «помочь Южной Корее сдерживать Пхеньян» излишня. Наша страна уже сейчас ведет активные дипломатические переговоры и с Севером, и с Югом. Вот только кого в противостоянии двух Корей стоит сдерживать – Пхеньян или Сеул – большой вопрос, полагают политологи.
Помогаем чем можем
Просьба южнокорейского министра о том, что Китай и Россия должны «помочь Южной Корее сдерживать КНДР», по сути невыполнима, считает первый зампред комитета по международным делам Госдумы Леонид Калашников. Россия не ставит своей целью поддержать одну из стран, главное для РФ - мир на соседней территории.
«Россия играет на своей стороне. Переговоры постоянно идут: если не в рамках шестисторонней комиссии, то на уровне наших дипмиссий. Их можно называть сдерживанием Северной Кореи, можно – сдерживанием Южной. Возможности России достаточно велики: это наши соседи, с которыми у нас были хорошие отношения. Просьба Южной Кореи уместна. Но ровно так же была бы уместна и просьба другой стороны. Надо понимать, что эта просьба ничего не значит: Россия не бросится вести переговоры, заняв позицию одной из стран», - пояснил Калашников.
О том, что Россия хочет сохранить нейтралитет на Корейском полуострове, заявил накануне и глава МИД Сергей Лавров.
«Не думаю, что тут требуется делать выбор и принимать решение, на чьей стороне выступать. Мы хотим выступать на стороне разума и мирного урегулирования», - подчеркнул министр.
Сеулу не стоит ждать от России более активного, а уж тем более силового вмешательства в «корейский вопрос», убеждены политологи. «Почему мы должны принимать сторону Южной Кореи? Лодку-то раскачивают с двух сторон. Россия последовательно выступает за решение этой проблемы политико-дипломатическими методами. И, должен заметить, этими методами Россия и занимается. Наши дипломаты довольно плотно работают и с американцами, и с китайцами, и с южанами, и с северянами», - рассказал ведущий научный сотрудник Корейского центра РАН Константин Асмолов.
Кандидаты в агрессоры
Со стороны кажется, будто Южная Корея – жертва и заложник своего беспокойного и непредсказуемого соседа. КНДР то готовится запустить ракету, то проводит ядерные испытания, то «расстреливает собственных генералов из гранатомета». Кореевед Асмолов убежден: подобные стереотипы – всего лишь следствие информационных перекосов.
«Репутация Северной Кореи и информационная ситуация вокруг нее такова, что любые новости с Корейского полуострова подаются так: «Северная Корея внезапно сделала что-то». А вы знаете, что Южная Корея сейчас проводит уже десятые военные учения с начала года? В них принимают участие до 200 тыс человек. На учениях систематически отрабатываются планы захвата Северной Кореи. Правда, это слегка не мирное поведение? Но об этом не пишут. А когда Ким Чен Ын сфотографировался у карты с надписью «План удара по США» - была сенсация. Все кричали: «Какой ужас, Северная Корея нам угрожает»», - говорит Асмолов.
По мнению эксперта, южнокорейские учения могут быть прикрытием для перегруппировки войск и подготовки для удара по КНДР. Если и говорить всерьез о начале войны между Кореями, то вероятность нападения со стороны Юга гораздо выше, чем со стороны Севера. По крайней мере, для того, чтобы развязать войну, у Сеула есть серьезные причины. Найти повод – тоже дело нетрудное.
«Во время учений случается некая провокация или инцидент. На инцидент нужно жестко отвечать. В ответ на вражеские провокации учения превращаются в войну», - смоделировал эксперт один из возможных сценариев начала военного столкновения.
Зачем Южной Корее война? По словам Асмолова, в Южной Корее сложилась тяжелая внутриполитическая ситуация. Новый президент Пак Кын Хе обещала восстановить доверие между Севером и Югом, однако не все представители южнокорейских элит разделяют ее позицию.
«Пак Кын Хе не смогла поставить своего министра обороны. Картина какая: во власти и особенно в армейских структурах продолжают руководить сторонники конфронтационного курса. Они, естественно, понимают, что время у них под ногами тикает. Но многие из них вовлечены в серьезные коррупционные скандалы, многие из них не сильно отличаются от северокорейцев по тому, насколько сильно их сознание съедено штампами холодной войны. Когда изрядное количество этих людей пришли к власти при Ли Мен Баке (экс-президент Республики Корея – прим. редакции), они восприняли этот период как шанс свалить коммунизм и таким образом войти в историю. Поэтому для меня самая серьезная угроза не в том, пойдет ли Север на самоубийственные шаги – крупномасштабный конфликт, а в том, у кого первым сдадут нервы – понятно, что все стороны уже на пределе, взаимные угрозы и нагнетание продолжается очень долго», - пояснил Асмолов.
Отметим, повышенное напряжение между Южной и Северной Кореей сохраняется с начала марта. После очередных учений КНДР объявила об одностороннем выходе из мирного договора с Южной Кореей.