В Госдуме во вторник прошел Совет непарламентских партий. Председатель парламента Сергей Нарышкин и руководство думских фракций поинтересовались мнением оппозиции по поводу политических реформ. Лидеры «свежеобразованных» партий, среди которых «старых лиц» было гораздо больше, чем новых, пожаловались на сложность доступа к СМИ и потребовали, чтобы прохождение в Госдуму было максимально упрощено. При этом отдельные представили оппозиции осудили возвращение выборов губернаторов и пригрозили сепаратизмом.
В бой пошли одни старики
Заседание непарламентских партий, второе в истории Госдумы, началось с выступлений лидеров парламентских. Первым слово взял лидер фракции «Единая Россия» Владимир Васильев. Он попросил ответить на вопрос «А что ты сделал для страны?» и предупредил об опасности революций.
«Павел Новгородцев, русский философ, говорил следующее: «Нередко мы думаем, что провозглашение всяких свобод и всеобщего избирательного права имеет само по себе некую чудесную силу направлять жизнь на новые пути. На самом деле то, что в таких случаях водворяется в жизни, обычно оказывается не демократией, а, смотря по обороту событий, или олигархией, или анархией». Провидец! Вспомните нашу историю – и олигархия, и анархия в полном объеме, – воскликнул Васильев. - Революция безжалостно пожирает людей – тех, кто ее совершает. И сегодня мы видим, как население голосуют ногами, выезжая за пределы нашего Отечества. По разным оценкам, от миллиона до двух. Главное - стабильность».
Следом за представителем «Единой России» выступил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Либерал-демократ революционную тематику не продолжил, зато стал критиковать реформы, связанные с формированием Госдумы по одномандатным округам.
«Для развития партий нужна только пропорциональная система. <…> 400 человек не договорятся, а 4-5 партий договорятся. Второй момент: все одномандатники приходят в Думу и тут же переходят в какие-то фракции», - заявил Владимир Жириновский, объяснив, что только член фракции может получать посты и отправляться в парламентские делегации.
Не по нраву пришлись Жириновскому и избирательные блоки: дескать, попав в Госдуму, они распадаются.
«Подумайте сами, если мы с вами пойдем на выборы – 100 партий, сколько мы получим пропаганды? Вы получите одну минуту. От плакатов голова пойдет кругом: 100 плакатов – 100 лозунгов. Люди не поймут», - возмущался Жириновский.
Партии без избирателей
Новые, а порой – хорошо забытые старые, политики, казалось, чувствовали себя обманутыми. Вместо того, чтобы думать о местах в Госдуме, им пришлось беспокоиться насчет того, чтобы вместиться хотя бы в избирательный бюллетень.
Председатель «Демократической партии России» Андрей Богданов, который возглавил рабочую группу «малых партий», предложил разрешить создание избирательных блоков после оглашения результатов выборов. Так те, кто не получил поддержки, смогут объединиться и делегировать в Госдуму хотя бы одного человека.
Проходной барьер в Госдуму Богданов предложил отменить вовсе. Сейчас место в Госдуме могут получить только те партии, которые набрали 7% голосов избирателей. Новые политики же считают, что проходной барьер должен быть понижен до «цены одного мандата» (т.е. менее 1%).
Особенное внимание Богданов уделил бюллетеням: «Мнения непарламентских партий разделились». Часть оппозиционеров предложила вносить в бюллетени только эмблемы и постоянные номера партии (не указывая названия). «Тогда верстку бюллетеня можно будет осуществлять в виде шахматном, а не списком, как сейчас», - сказал Богданов.
Избирателю необходимо будет запомнить номер партии и голосовать за него на выборах. Как быть партиям без эмблем и избирателям, неспособным запомнить нумерацию десятков политических организаций, докладчик не объяснил.
«Наша задача – донести мнение наших избирателей до парламентариев», - гордо отметил Андрей Богданов, не уточнив, каких именно избирателей он представляет, ведь многие из партий пока даже в выборах ни разу не поучаствовали.
«Вот случится все, что вы сказали. Пройдет в парламент 30 партий. В повестке дня 30 вопросов. От каждой фракции – по одному выступающему. Это 900 выступлений в день. Мы тогда будем получать слово раз в полгода», - продолжал возмущаться Жириновский.
В большинстве своем оппозиционеры выступили за блоки, одномандатные округа, снижение барьера прохождения в Госдуму. «Хорошо, что у нас выступили представители парламентских партий. В частности, Владимир Вольфович Жириновский. Надо его послушать и сделать наоборот», - наставлял коллег председатель партии «Города России» Юрий Бабак. Правда, Владимир Вольфович этих слов уже не услышал: попрепиравшись немного с молодыми политиками, он покинул заседание.
Партийная самоцензура
Как в парламенте, так и за его стенами среди оппозиционеров согласия нет. Так председатель Российской политической партии Мира и Единства Сажи Умалатова заявила, что нужно отказаться от выборов губернаторов.
«У меня лично вызывает тревогу закон, принятый в первом чтении, наделяющий регионы правом самостоятельно определять порядок избрания глав администраций. Это же очевидно: будет сепаратизм! Почему мы боимся назначать губернаторов, если эта практика уже устоялась? Кому она помешала? Мне казалось, это была очень правильная практика. Боюсь, что это приведет к 90-м годам», – заявила Умалатова.
Кстати, от назначения губернаторов в России уже отказались. Соответствующий закон был принят прошлым летом. Теперь депутаты Госдумы рассматривают документ, который позволит отдельным регионам вернуться к практике назначения глав регионов президентом.
Отметим, что не все партии пожелали участвовать в заседании Совета непарламентских партий. Например, «РПР-Парнас» присутствовать на мероприятии отказалась. «Мы считаем это мероприятие бессмысленным. Это пустая говорильня. Более того, мы считаем Госдуму имитацией политического процесса, а Совет – имитация при имитации. К тому же, мы убеждены, что Госдума нелегитимна. «Единая Россия» получила в ней большинство, сфальсифицировав итоги выборов. Поэтому участвовать в мероприятиях, проводимых при Госдуме, мы не намерены», - объяснил сопредседатель «РПР-Парнас» Владимир Рыжков.
В следующий раз «имитация при имитации» пройдет 7 февраля. Политики решили собрать «сугубо техническое совещание», чтобы придумать, что делать с огромными избирательными бюллетенями