Обмен упрёками до добра не доведёт. К сожалению, среди поляков это мало кто понимает. Репортаж обозревателя «АиФ» из Варшавы.
-…Ну, эти русские и придумают! Вы слышали, пани Эва? Они тайком положили в гроб кости не нашего президента, а какого-то другого пана!
- Матерь Божья! Да неужели?
- Точно-точно вам говорю, так пан Качиньский сказал.
- Ох… прав он, пани Божена. От русских всего можно ожидать. Это они самолёт под Смоленском обрушили, а на поляков сваливают… Холера ясна!
Так чей был туман?
Беседа двух замёрзших на ветру пенсионерок, продающих цветы у здания Главного вокзала Варшавы, наглядно иллюстрирует: разрекламированная перезагрузка польско-российских отношений - не более чем миф. Почти год назад, 10 апреля 2010 года, президент Польши Лех Качиньский трагически погиб в авиакатастрофе близ Смоленска.
Его смерть потрясла не только поляков, но и россиян. Польское посольство в РФ завалили цветами, на тротуары ставили свечи. Казалось, лёд в отношениях растаял навсегда. Однако обмен любезностями с Россией длился полгода, после чего всё покатилось по наезженному пути. Брат-близнец президента, экс-премьер Ярослав Качиньский, выступил с шизофреническим заявлением - «тело Леха подменили в Смоленске, напихав в гроб другие останки».
Партия «Закон и справедливость» официально запросила экспертов в Вашингтоне, «могли ли русские напустить искусственный туман вокруг аэродрома». Затем польские власти отказались признавать доклад Международного авиационного комитета (МАК), согласно которому вина за катастрофу всецело лежит на польской стороне. Как заявил на ТВ представитель экс-премьера, «попросту не может в природе такого быть, чтобы русские не были виноваты».
- Мне кажется, речами Ярослава Качиньского должна заняться психиатрия, - считает Мацей Вишневский, обозреватель польского еженедельника Nie. - Он разливает среди людей ненависть: это уже не ошибка, а преступление. К сожалению, враждебное отношение поляков к России не изменится в одночасье… Вот если бы самолёт упал в США, тогда, конечно, другое дело. Ярослав не скорбит о брате - с его стороны это просто циничная политическая игра, чтобы выиграть осенние выборы.
…За всё время моей командировки в Польше каждое утро начиналось с ТВ-сенсаций о смоленской трагедии. Эмоции хлещут через край. Судя по разговорам на улицах Варшавы, каждый поляк считает себя специалистом по авиакатастрофам. Факт, что в крови командующего польскими ВВС Анджея Бласика (он давил на пилотов, чтобы те совершили посадку в тумане) найден алкоголь, экзальтированная дама в парламенте назвала «выстрелом российских СМИ в затылок польскому офицеру - как в Катыни». Зять погибшего Качиньского объявил, что самолёт «заказал» Кремль - за поддержку Польшей Грузии. Слушая столь фантастический бред, понимаешь - речь Президента РФ в Кракове с осуждением Сталина за убийства в Катыни, по сути, ничего не изменила. Ранее с той же лёгкостью забылись извинения, которые принёс Ельцин. Почему? Один из польских журналистов в беседе со мной сказал: «Просто полякам хочется, чтобы русские извинялись бесконечно».
«А за Кремль извинитесь?»
- Я согласен, что нелюбовь поляков к России местами уже переросла в болезнь, - говорит учитель Ян Бялочар. - Но и вам следует признать, что это чувство имеет под собой основания. Самолёт - это мелочь. Российская империя участвовала в трёх разделах Польши, вы утопили в крови два польских восстания в XIX веке, расстреляли офицеров в Катыни, насадили в Варшаве коммунистический режим. За что же вас любить?
- Я тоже понимаю, что взаимной любви это не способствует. Но как насчёт освобождения от Гитлера? Нацисты уничтожили у вас пятую часть населения - шесть миллионов человек: в ТРИСТА РАЗ больше, чем сотрудники НКВД в Катыни. Но на немцев вы не обижаетесь. Отчего?
Ответа на этот вопрос я не получил. Считая Сталина преступником, Польша вовсе не отказывается от подарка СССР - немецких областей Силезии, которые в 1945 г. поляки отторгли от Третьего рейха, увеличив на треть территорию своей страны. «Сталин расстрелял офицеров - ужасно, а отдал нам земли Германии - тут парень молодец». Разбуди ночью любого поляка - он расскажет о разделе Польши в 1939 г. по пакту Молотова - Риббентропа, как СССР сотрудничал с Гитлером. Но мало кто упомянет, что годом раньше Польша с помощью того же Гитлера оттяпала кусок от растерзанной нацистами Чехословакии - Тешинскую область, включив её в свой состав.
…Стоя у шопинг-центра «Аркадия» в Варшаве, мы до хрипоты спорим с бизнесменом Вацеком - он поставляет мясо в Россию. Я говорю ему: да, были в наших отношениях очень хреновые вещи. Но сколько уже можно?
- Давайте мы от вас тоже попросим извинений - за то, что в 1612 г. польские войска захватили Кремль и разграбили там все церкви.
- Ну, это было очень давно…
- А расстрел офицеров в Катыни - не давно? 70 лет уже прошло. Наверное, пора успокоиться и жить не прошлым, а будущим. Выйдите на улицы в России, спросите: кто-то считает поляков врагами?
Вацек пожимает плечами и скромно улыбается. В личном общении у поляков с россиянами - никаких проблем. Казалось бы, вот нас тут так сильно не любят, а поди ж ты - все любезны, все стараются в разговоре вспомнить хоть пару фраз по-русски. В гости тоже приглашают охотно, но о политике лучше не спорить: раньше припоминали Катынь и советскую власть, а теперь ещё с ходу намекнут, что и с самолётом не всё чисто.
- Это откровенная глупость - строить отношения с Россией на эмоциях столетней давности, - вздыхает Мацей Вишневский. - Что делать? Я думаю, проблема разрешится с отменой виз между Россией и ЕС. При СССР поляки с русскими ездили друг к другу, гуляли и пили водку. Сейчас мы отгорожены забором. Как только его не будет - в Польше не сразу, но вспомнят: русские такие же люди, как и мы.
…Есть такая поговорка - насильно мил не будешь. Обмен претензиями можно продолжать вечно. Ведь Польша так и не признала свою ответственность за гибель советских пленных во время войны в 1920 г. - а тогда в лагерях заморили голодом 22 тысячи солдат Красной армии (эту цифру признают и польские историки). Путь бесконечных упрёков ведёт в никуда. Но пока, увы, в Польше этого не понимают.